Ценностей

Ценностей

Нами было отмечено, что мир ценностей (аксиосфера) весьма мно­гообразен, ведь речь идет о ценностях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах исчерпы­вающего ее познания следует прибегнуть к классификации ценностей. Мы выделим несколько групп ценностей, применяя различные осно­вания для классификации. Тем самым будут выявлены формы суще­ствования ценностей, что свидетельствует о богатстве человека как существа универсального, многогранного.

Первая группа (выделение по субъекту-носителю) — это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие. Осо­бой пестротой среди них отличаются индивидуальные ценности, ведь каждый индивид, согласитесь, это целый и неповторимый мир («мик­рокосмос»), особый опыт и своя судьба, собственные пристрастия и устремления. «На вкус и цвет товарищей нет», — гласит русская по­словица, и в ней, безусловно, есть большая доля истины. В некоторых философских течениях (например, в экзистенциализме) подчеркива­ется тезис о способности индивида самостоятельно формировать мир своих ценностей без оглядки на общество, его нормы и стандарты. С точки зрения экзистенциальной философии, ценностные ориентации индивида проистекают изнутри, а не извне, из недр его духовного мира и не привнесены кем-то в готовом виде.

Вторая группа ценностей (выделение их по социальному содержа­нию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности че­ловека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности эко­номические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), поли­тические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (за­кон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются ценности ду­ховные — в силу своей предельной сложности и многогранности дан­ной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Духовные ценности выполняют функ­цию ориентиров и образцов-целей в жизни индивида, группы или же общества, играют весьма важную роль в социализации человека.

Ценности закрепляют общественные отношения, формируют со­циальный организм как единое целое. Известно, например, сколь ве­лика роль диалога в политической жизни, особенно если речь идет об острых конфликтных ситуациях. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т.п.) разрушают общественный организм, вымывают из него культурное начало.

Третья группа (выделение ценностей по способу их существовования) — ценности материальные («предметно воплощенные») и ду­ховные («идеальные», или «постматериальные»). К числу материаль­ных ценностей («благ») принято относить прежде всего вещи, кото­рые необходимы для повседневного существовования человека (пища, одежда, жилье).Они помогают удовлетворять базовые потребности людей и поэтому имеют особо важное значение. К этой же группе от­носятся и предметы, выполняющие роль орудий труда, — от самых простых (топор, лук) и заканчивая самыми сложными (компьютер, лазер). Их призвание состоит в том, чтобы обеспечивать человеческий способ существования человека в мире, удовлетворять его нарас­тающие культурные и социальные потребности, осуществлять много­гранную практическую деятельность. Названная группа ценностей образует то, что часто принято называть материальной культурой. (Напомним еще раз, что вещи сами по себе еще не представляют цен­ности. Они проявляют такое значение лишь в рамках социокультур-ной жизни, по мере вовлеченности в деятельность человека). Что же касается духовных ценностей, то на их специфике и роли в обществен­ной жизни более подробно мы остановимся ниже.

Четвертая группа (выделение по длительности существования) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным ис­торическим временем) и непреходящие (имеющие значение во все вре­мена). Известно, что времена и люди меняются, но «вечные» ценности не умирают. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие нашего существования. Во все времена высоко оценивался Человек как существо уникальное, «высший цвет» материи. К числу непреходящих ценностей относится и Труд, который не только создал человека, но и богатейший Мир культуры.

Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные («инструментальные») и фундаменталь­ные («высшие») ценности, существующие в обществе.

Предложенная нами классификация носит, разумеется, приблизи­тельный характер и не претендует на завершенность. Ее назначение состоит в том, чтобы показать единство и многообразие аксиосферы, богатство форм существовования ценностей.

Что же касается духовных ценностей, то все они являются продук­тами особого рода деятельности, осуществляемой с помощью орга­нов чувств, ума и сердца человека. (О сердце здесь идет речь, разуме­ется, не в прямом, а в переносном смысле. Сердце в философии — это метафора, символизирующая глубинный центр духовных сил челове­ка). Их формирование происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество). Эти ценно­сти обретают различные формы существования — идея, обществен­ный идеал, художественный образ, фантастическое представление, мечта, традиция, ритуал. Духовные ценности существуют как на уров­не специализированного («элитарного»), так и массового сознания (например, суждения в рамках здравого смысла, являющегося как бы «путеводителем» по жизни). Следует иметь в виду, что в сфере Духа тоже существуют антиценности, например, низкопробные произведения искусства и пошлые вкусы, примитивные формы нравственности, реакционные идеи. В концеXX в. широкое распространение получи­ла массовая культура, которая в значительной мере являет собой так называемый «ширпотреб», призванный удовлетворить невзыскатель­ные вкусы потребителей.

Производство духовных ценностей осуществляется как отдельны­ми людьми (например, учеными, идеологами класса), так и всем об­ществом (язык, фольклор, традиции). В ходе духовного творчества создаются (формируются) нормы, оценки и вкусы, правила поведения и их своды (каноны), общественное мнение и идеалы, знания и систе­мы знаний, художественные и иные образы, цели, отношение челове­ка к окружающему миру.

Особое место в системе духовных ценностей играет идеал. По оп­ределению В.И.Даля, идеал — это «мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз;

представитель; образец-мечта». Идеал является мысленной моделью желаемого, искомого мира. Он вырабатывается сознанием человека и несет в себе представления об абсолютно совершенном, выражая стрем­ление человека к изменению мира своего бытия. По словам И.Канта, идеал необходим разуму для того, чтобы измерять степень и недостатки несовершенного в мире, и поэтому он имеет практическое значение. Л.Н. Толстой подчеркивал, что идеал—это «… путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни». Идеал являет собой предельную цель в жизни человека, которая энергично устремляет его к полноте собственного бытия и совершенству своей индивидуальности. Без идеала человек не сможет состояться как лич­ность, существо творческое и всегда «незавершенное», ищущее и дея­тельное. В этом и состоит великая ценность идеала, который придает нашей жизни смысл и стройность, дарит импульсы неиссякаемой твор­ческой энергии*.(* И.С.Тургенев: «Жалок тот, кто живет без идеала!»)

Следует, однако, иметь в виду, что идеалы отличаются друг от друга — и не только своим содержанием. Есть истинный идеал, свиде­тельствующий о высокой духовности и богатстве души человека, чис­тоте его намерений. (Из истории известно, например, что заканчивая гимназию, 17-летний Маркс сознательно поставил себе задачу «трудить­ся для человечества», а став со временем глубоким социальным мысли­телем, рн избрал себе в качестве социального идеала коммунизм как строй грядущего «реального гуманизма»). Но существуют и ложные идеалы («псевдоидеалы»), которые свидетельствуют о деформациях ду­ховного мира и даже антигуманных ориентациях человека. Классическая русская литература повествует нам о таких идеалах, представленных в образах антигероев, — Чичикова из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя, инженера Гарина из романа А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».

Истинный идеал возвышает человека и просветляет его, несет в себе конструктивный потенциал. Напротив, ложный идеал ведет к духов­ной деградации и падению в бездну бездуховности и небытия. Пробле­ма идеала есть, таким образом, проблема выбора человеком своего жизненного пути и творения собственной судьбы, проблема социаль­но-исторического и культурного самоопределения человека в обществе. Человек без высокого идеала не сможет устроить своего полноценного существования, и поэтому его действия будут носить спонтанный и даже непредсказуемый, а нередко и антисоциальный характер. Идеал высту­пает, следовательно, как необходимое условие самоукрощения челове­ком самого себя, как средство для придания своему существованию в окружающем мире полноты и осмысленности, а значит — и счастья.

В философской аксиологии затрагивается также и вопрос о духов­ности человека как его высокой ценности. Известно, что в русской фи­лософской культуре и художественной литературе ей всегда отдавался приоритет. На Руси особое отношение существовало к святым — носи­телям мудрости и жизненного опыта, к подвижникам —людям, совер­шавшим благородные и мужественные поступки, нередко с риском для своей жизни, отрекаясь от самого себя. Духэто свет и культура, а бездуховность — это тьма и невежество, торжество воинствующего варварства и зверя в человеке.

В культурно-антропологическом смысле под духовностью понима­ется высокий уровень развития во внутреннем мире человека так назы­ваемой «вертикальной» линии, которая символизирует подъем и восхож­дение к высокому, высшему. Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни и призвании в мире («Кто я? Для чего я живу?» и т.п.). Духовность — это подлинно человеческое в чело­веке, даже если она и строится на различных мировоззренческих и куль­турных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет твор­ческая искра в человеке, наступает застой и деградация. Духовная жизнь человека предполагает осмысление и определение им своих идеалов и иных ценностей, размышление над собственным жизненным опытом и переживание его, раздумья о жизненном пути и судьбе. Проблема духов­ности — это проблема выхода человека за рамки достигнутого, пробле­ма восхождения к высоким идеалам-ценностям — к Истине, Добру и Красоте. Это также и проблема универсализма (всесторонности) разви­тия человека, ведь в нем все должно быть прекрасно, как заметил однаж­ды русский писатель А. П. Чехов. Становление и развитие духовного на­чала в человеке означает также его движение по пути определения им собственного смысла жизни (чем, как и во имя чего жить?).

Весьма важную роль в формировании духовности человека при­звана играть философия как особого рода знание — знание о человеке и смысле его бытия в мире. Знакомство с ней помогает человеку вый­ти за рамки своих обыденных представлений и сформировать ценно­стные ориентиры — о Добре и Зле, о прекрасном и безобразном, вы­соком и низменном. Философия помогает осознать феномен самого человека, постичь его ценность как уникального феномена Космоса и тем самым встать на почву гуманизма, осмыслить общечеловеческие ценности. Конечно же, философия стимулирует интерес и к смысло-жизненной проблематике, к определению человеком своего жизнен­ного пути. («Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?!»,— за­метил в связи с этим русский писательXX в. В.Г.Распутин). Раскры­вая ценностное значение философского знания, русский религиозный философ В. С. Соловьев писал:».. .На вопрос: что делает философия? — мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком». Французский философ XVII в. Р.Декарт подчеркивал, что «…фило­софия (поскольку она распространяется на все доступное для челове­ческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров…». В наше время, когда на повестку дня встал насущный вопрос о выжи­вании человечества, философия обращает особое внимание на цен­ность Жизни как таковой и необходимость ее сохранения на Земле.

Знакомство с аксиологической проблематикой помогает также луч­ше представить себе социально-культурную сущность воспитания чело­века. С точки зрения аксиологии, воспитание являет собой формирова­ние системы ценностей и ориентации личности, развитие у нее ценност­ного сознания и способности к оценке. Главное — это помочь человеку сформировать ценностное отношение к окружающему миру, научить его самостоятельно различать Добро и Зло, прекрасное и безобразное, спра­ведливое и несправедливое, светлое и темное в жизни, и на этой основе определять свои ценностные ориентации. Воспитанность -это ведь уме­ние самостоятельно управлять своим поведением, правильно строить свои отношения с другими людьми, с обществом и природной средой. В про­тивном случае свобода индивида будет неминуемо вырождаться в его произвол, в насилие над себе подобными. Воспитанность — это, стало быть, осознание смысла своей жизни как ценности, ее переживание и ос­мысление. Воспитание, таким образом, есть приобщение к миру чело­веческих ценностей и присвоение их для себя, для своего собственного становления в качестве человека. Говоря языком аксиологии, воспита­ние — это формирование ценностной культуры. По словам Б.П.Вышес­лавцева, подлинная личность должна являть собой «высшее единство Познающего, оценивающего и действующего субъекта».

В нашей стране всегда высоко оценивались такие явления, как со­весть, коллективизм и солидарность, справедливость, милосердие, дружба и взаимовыручка («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Сам погибай, а товарища выручай!», «Один за всех, и все за одного» и т.п.). На Руси всегда высоко в цене были такие явления, как совесть, нрав­ственное отношение к труду («Без труда не вытащишь и рыбки из пру­да» и т.п.), знания человека («По одежке встречают, а по уму провожа­ют»). Русского человека отличали патриотизм, способность жертвовать собой во имя, своей Родины и государства. Конечно, в современном российском обществе в связи с реформами происходит весьма глубокая переоценка ценностей, формирование новых типов общественного со­знания, имеет место поиск новых ориентиров и идеалов, моделей жиз­ни. Но все это ни в коей мере не должно вести к забвению тех высоких ценностей, которые сформировались в русской культуре на протяже­нии многих веков и в которых современный человек должен находить истоки своего духовного становления и развития.

КонецXX в. остро поставил вопрос об общих, общечеловеческих ценностях. Все более ощущаемая угроза гибели человечества в связи с глобальными проблемами (экологическая, энерго-сырьевая и другие) требует по-иному посмотреть на современный мир, место и роль че­ловека в нем. В наше время особое значение приобретают такие цен­ности, как ненасилие в международных делах, гармония во взаимоот­ношениях с природой, партнерство государств в решении региональ­ных и глобальных проблем. Ненасильственный, безопасный и спра­ведливый мир — вот каким, в идеале, должно стать ‘мировое сообще­ство, но это невозможно без опоры на общечеловеческие ценности. В наш ядерный и конфликтный век особый смысл обретают слова Л.Н. Толстого: «Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого». В 1955 г. в Манифесте известных ученых Б.Рассела и А.Эйнштейна прозвучало: «…Мы должны научиться мыслить по-но­вому. Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы при­надлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете сделать это, перед вами открыт путь в новый рай, если вы этого не сделаете, перед вами — опасность всеобщей гибели».

Итак, в философской аксиологии рассматривается ценностное отношение человека к окружающему миру, включая и обществен­ную жизнь. В рамках этого отношения выявляется социокультур-ное значение мира для человека, происходит переживание и осмыс­ление предметов, процессов и явлений мироздания. Ценность мира раскрывается только в рамках духовно-практического «соприкос­новения «человека с ним, т.е. многогранной деятельности. Ведя речь о ценностях, аксиология отвечает на вопросы о том, что человеку дорого и к чему он должен быть устремлен в своей жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:



Источник: studopedia.ru


Добавить комментарий