Что нужно знать начинающему писателю

Что нужно знать начинающему писателю

Сообщество писателей на GCUP.ru небольшое, однако, с завидной регулярностью форумчане пробуют себя в разного рода литературном творчестве, начиная от сценария компьютерной игры, до лирических стихотворений, посвященных любимой девушке.

Увы, и ах, не всегда эти пробы пера удачны. То есть потенциал есть, идея хорошая, зачин удачный, но… Достаточно, порой, двух-трёх досадных, нелепых недочетов, чтобы добротная, со всех точек зрения, работа превратилась в некий неудобоваримый, нечитаемый шлак.

Как этого избежать и что нужно делать, чтобы писать правильно?

Советы, которые я хочу дать, собраны на основании моего 13-тилетнего опыта писательства в жанре прозы. Они являются отражением моего личного мнения и, конечно, не могут спорить с академическими трудами литературных институтов, но, надеюсь, облегчат первые шаги начинающего писателя в освоении нашего прекрасного и непростого ремесла. Я намеренно не буду касаться сценаристской работы и поэзии, т.к. с первым направлением не работала вообще, а доля поэзии в моем творчестве весьма мала, к тому же строго ограничена несколькими узкими поджанрами.
Итак:

1. Начало начал
Перед тем как начать переносить на бумагу или экран монитора посетившую вас, без сомения гениальную, идею, определитесь с жанром, размером и формой повествования (1-е, 2-е, 3-е лицо, настоящее, прошедшее, будущее время).

2.План
Составьте план произведения. Для начала приблизительный, по ключевым моментам повествования. Далее, в процессе подготовки можно разбивать на более мелкие части, пока не получите завершенные главы.
Не гнушайтесь составлением коротких набросков, они вам очень пригодятся.

3. Антураж
Прежде чем выпускать персонажа в мир — этот самый мир надобно продумать. Представьте себе, что вы создаете театральные декорации, в которых будет действовать ваш персонаж, и декорации эти, разумеется, должны быть логичными и максимально ярко раскрывать атмосферу, окружающего героя, мира.

4. Герои
Создавая персонажей, придумайте или пропишите их краткие истории — это необходимо, чтобы вы представляли себе характер вашего персонажа, его происхождение, его образ жизни, манеру речи, жизненные устремления, привычки, религиозные взляды, семью и т.п. — словом все, что составляет его личность и влияет на его жизнь. Это позволит логически обосновывать каждый поступок, реплику и мысль вашего протеже, поможет ему держаться определенной роли. По мере необходимости, вы можете использовать некоторые компоненты истории персонажа, раскрывая их в произведении. Повторюсь, что в конечный текст может пойти далеко не все; история персонажа — это, прежде всего, ваша шпаргалка.
Если героев очень много, создавать истории для каждого утомительно и непродуктивно. Действуйте сообразно иерархии: главные герои — второстепенные герои — массовка. Главных героев раскрываете подробно, второстепенным достаточно дать краткие характеристики, массовку — органично вписать в декорации сцены.

5. Баланс повествования
Одна из частых ошибок при построении сцены — излишне подробное, либо, наоборот, чересчур поверхностное описание событий. Никогда не пытайтесь впихнуть в одну сцену максимум описания и максимум действия одновременно.

Ищите баланс. Скорость событий в сценах должна быть разной. Где-то можно попредаваться неспешным размышлениям, описанию окружающей обстановки, погоды, эмоций, в связи с этим возникающих, а в сценах плотно насыщенных каким-либо действом, описывать стоит только самые значимые детали, которые так или иначе влияют на происходящее, либо являются ключевыми моментами при создании общей атмосферы сцены.

6. «Как я провел…»
Изо всех сил избегайте повествования в стиле школьных сочинений!
Вспомните пресловутое «Как я провел лето». Что греха таить? Все из нас хоть раз такое писали. Вспомните хорошенько, что чаще всего такое сочинение из себя представляет?
Правильно. Обычно это нечто вымученное, высосанное из большого пальца ноги, полное монотонного перечисления событий, лишь бы заполнить побольше строчек, чтобы «русичка» отвязалась. А насколько эмоциональны такие произведения? И насколько в действительности значимы для вас события, которые вы описываете? Могу поспорить, что первый поцелуй, о котором вы не напишете в школьном сочинении мог быть самым интересным и важным событием за лето, нежели стопятидесятый футбольный матч с ребятами во дворе или семейный поход в магазин за новыми тапочками.
То же и с вашим собственным творчеством. Если вы чувствуете, что тупо заполняете пустое пространство — немедленно остановитесь, передохните, обдумайте ещё раз свое произведение, попробуйте поменять некоторые ключевые концепции, вероятно, писать тогда станет легче.

7. Вдохновение
Отсутствие вдохновения — наивеликолепнейший способ начинающего писателя оправдать свою лень. Вдохновение — есть результат умственного труда. Оно приходит тогда, когда вы думаете над своим произведением, а не тогда когда сидите перед монитором с пустыми глазами и ждете визита ветренной музы.
Помните — аппетит приходит во время еды.

8. «Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом »
Я не даром привела бессмертную цитату Никифора Ляписа-Трубецкого из «Двенадцати стульев» — в этом пункте я бы особо хотела отметить самые распространенные и опасные ошибки, которые может допустить не только новичок, но и опытный писатель.
Как не угодить в лужу, описывая вещи, о которых вы имеете лишь смутное представление, или вообще никакого представления не имеете?

Ответ очень и очень прост. Собираясь ронять бурные волны мощным и берущим за душу словом «домкрат», потрудитесь заглянуть в энциклопедический словарь и этот самый домкрат там разыскать. «Википедия» тоже годится, но в таком случае помимо бессмертной «Вики» нужно посмотреть ещё один-два источника. Чем научнее и скучнее — тем лучше и достовернее упадут волны. Даже без помощи домкрата.

Возьмите за непреложное правило проверять и перепроверять значения всех терминов, употребляемых в точных науках, а также любых неизвестных вам терминов с красивым, на ваш взгляд, произношением, дабы не получить «ямбом» гомерического хохота читателей по «хорею» писательского самолюбия.

9. АшиПки
Правильно, здесь речь пойдет об орфографии и пунктуации в придачу. О, бич, воистину, ужасный бич нерадивого ученика средней общеобразовательной школы. И не надо открещиваться незнанием русского или того языка, на которым вы пишете, в пользу совершенного владения веселым «медведом».
Уважайте читателей, а прежде всего уважайте себя. Если вы не уверены в совершенном знании языка (любого: русского, украинского, английского, клингонского…. ), то орфографический словарь вам в руки, а если уж вы совсем ленивы, то используйте автоматическую проверку орфографии в вашем текстовом редакторе — убьете, заодно, второго зайца в виде оЧепяток.

С пунктуацией сложнее. Здесь никак не обойтись без знания правил синтаксиса и пунктуации. Если же учебники вы сожгли в ритуальном костре на выпускном вечере, то воспользуйтесь классической литературой и подсмотрите у великих писателей где ставить запятые, тире, точки и кавычки.

Вообще больше читайте хорошую качественную литературу. Многократно доказано, что вдумчивое чтение повышает уровень грамотности в целом, словарный запас в частности, а заодно ваши писательские навыки. Имея за плечами солидный багаж классиков, вам будет легче создавать интересные и красивые а также легкочитаемые произведения, чего вы, собственно, и добиваетесь.

10. Нецензурная лексика в литературе
Как сказал один из героев повести К.Булычева «Наездники»: «Любой человек может выразить любую мысль без помощи неприличных и глупых слов».

Использование нецензурной лексики в литературном произведении, по моему глубочайшему убеждению, возможно лишь по острой необходимости и в крайне малых дозах. А ещё лучше — заменить крепкие выражения более безобидными.
Помните: мат обыдляет любую высокую мысль. И не только мысль, но и её автора.
И не надо про Пушкина и Баркова. Никак нельзя согласиться, что матерные эпиграммы великого поэта могли сравниться по красоте с «Я помню чудное мгновенье».
А уж пикантную поэму «Лука *** » за авторством Баркова вы никогда не прочитаете любимой девушке на День Святого Валентина, если конечно, не собираетесь немедленно с ней расстаться.

Чем меньше мата и неприличных слов вы используете в диалоге двух пьяных стражников, тем выше показатель вашего писательского мастерства. Уверяю, даже без мата вышеупомянутый диалог можно написать так, что читатель надорвет живот от смеха.

11. «Какая муза тебя укусила?»
Прежде чем выносить ваше произведение на суд читателей, убедитесь, что соблюли пункты с 1 по 10. Сохраните финальный вариант и … не притрагивайтесь к своему произведению день-два. Отвлекитесь, переключите внимание, почитайте другие книги, посмотрите кино — словом, забудьте о своем, кровью и потом созданном, творении.
Через 1-2 дня возьмите и перечитайте его вслух! Обязательно вслух! Прочитайте и поразитесь сколько ошибок, неточностей и недочетов вы сразу увидите и, разумеется, исправите.

Для особо боязливых, советую обзавестись «бета-тестерами «. Кроме шуток, упомянутые «тестеры» помогут вам взглянуть на произведение свежим взглядом, отшлифовать и довести до идеала. Важно: бета-тестеры должны быть грамотными или, хотя бы, уметь пользоваться словарем.

Тестеры — это также и ваши первые критики. Прислушайтесь к мнению этих людей — вы можете получить очень ценные подсказки и пожелания по каким-то моментам повествования.

Вот вроде и все.

Источник: http://gcup.ru/publ/sovety_nachinajushhemu_pisatelju/4-1-0-299



Источник: blikportal.com


Добавить комментарий