Душа настоящего человека есть самый сложный

Душа настоящего человека есть самый сложный

 

1.1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если глагол-связка отсутствует, при следующих условиях:

 

Подлежащее и сказуемое – существительные в Им.п.

Лень и трусость – самые дурные пороки.

(Ср. : в предложении Движение есть форма существования материи наличествует глагол — связкаесть,поэтому тире не ставится)

2. Один главный член – существительное или субстантивированное слово, другой – инфинитив:

Работать честно – нашдолг.Это большое искусство– ждать.

Главное – делать все аккуратно.

3. Подлежащее и сказуемое – инфинитив:

Говорить с вами — только словатратить.

4. Оба главных члена – числительные или существительное и числительное:

Пятью пять – двадцать пять. Высота комнаты– триметра.

В специальной литературе тире в этом случае не ставится.

Грузоподъемность крана 2,5 тонны.

5. Перед сказуемым слова это, вот, значит:

Жить – значит чувствовать и мыслить.

Счастье – этокогда тебя понимают.

6. Сказуемое – сочетание один (одна, одно, одни) + существительное в Р.п.:

Петербург – один из красивейших городов Европы.

Этот вопрос – один из важнейших.

1.2. Тире не ставится:

1. Если перед сказуемым-существительным вводное слово, наречие, частица, союз(чаще тоже, как, что, словно, будто и т.п.):

Практичность, по-моему, очень похвальное свойство. Человек без цели что птица без крыльев. Петров теперь художник.

Но в предложении Экзамены – очень ответственный период в вашей жизни – тире ставится, т.к. наречие очень относится не к сказуемому, а к определению.

 

2. Перед сказуемым-существительным частицей не:

Сердце не камень. Бедностьне порок.

Но: а) Жизнь прожить – не поле перейти. Ломать – не строить.(при инфинитив с отрицанием тире сохраняется)

б) Январь – не первый месяц зимы.

Не» относится не к сказуемому, а к определению, которое даётся сказуемому-существительному.

 

3. Сказуемое – прилагательное или причастие:

Дорога извилиста и разнообразна. У реки трава высокаяи особенно сочная. Окна открыты настежь.

4. Подлежащее – личное местоимение:

Я честный человек.

5. В простых по составу предложениях разговорного стиля:

Мой брат студент. Петя наш сосед и т.п. – здесь не нужна пауза.

 

В художественных текстах, в публицистике от этих правил допускаются отступления. Нужно иметь в виду, что тире на письме – это пауза в устной речи, которая интонационно расчленяет предложение, логически подчеркивает сказуемое.

Например: «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза!»(В. М.)

ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

2.1. ТИРЕ СТАВИТСЯ,как правило, при пропуске сказуемого во второй части сложного предложения (реже – других членов предложения), если оно восстанавливается из текста самого предложения; на месте пропущенного члена обычно делается пауза:

Налево шумела забытая ель, направо – плакучая ива.

 

ИНТОНАЦИОННОЕ ТИРЕ.

В художественном, публицистическом тексте такое тире может ставиться для подчеркивания смысловых отношений, выделения самого главного, для выражения неожиданности:

Ходить – долго не мог. Ходить долго – не мог.

Людям – нужно платить?

 «И щуку бросили – в реку» (Крылов).

СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ТИРЕ.

Обозначает различные пределы:

временные: в июне – июле, пять – шесть лет;

пространственные: поезд Москва – Петербург.

количественные: пять – десять рублей, пяти-десятипроцентный;

 

а также ставится между именами собственными: матч Каспаров – Карпов.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ СЛОВАХ

1) Ставится запятая, если они произносятся с интонацией перечисления.

Все это ушло от меня навсегда, навсегда.

Лес, сплошной лес окружал нас со всех сторон.

2) Запятая не ставится, если второе слово употреблено с частицей не или два слова образуют смысловое единство, а также если перед вторым словом стоит усилительная частица так.

Дождь не дождь, а паши.

Радуются не нарадуются на ненаглядное детище.

Пропаду так пропаду, все равно!

3) Оборот с повторяющимися словами может выделяться запятыми (иногда тире), если он произносится с интонацией обособления.

Вам, только вам, принадлежит честь этого открытия.

Но люди – большие взрослые люди – не переставали обманывать и мучить себя и друг друга.

4) Если оборот с повторяющимся словом присоединяется союзом и, то перед союзом ставится запятая (иногда тире). Это присоединительные конструкции.

Здесь нужно терпение, и только терпение.

Это была победа – и важная победа!  

(О дефисном написании сложных слов типа еле-еле, давным-давно, белыйпребелый будет сказано в соответствующих разделах.)

Упражнение 1. Объясните постановку или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

1. Без пользы жить – безвременная смерть. (Гете).

2. Равнодушие – это паралич души, преждевременная старость. (Ч).

3. Моя обязанность – помогать окружающим. (Г.)

4. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. (П.)

5. Практичность, по-моему, очень похвальное свойство. (М.Г.)

6. Злой язык что стрела. (Посл.)

7. Я был озлоблен, он угрюм. (П.)

8. Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М.Г.)

9. Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача. (Л.)

10.  Его задача – сделаться героем романа. (Л.)

11. Подхалюзины и Чичиковы – вот сильные практические характеры темного царства. (Добр.)

12. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник. (Т.)

13. Пессимизм – ложь, потому что пессимизм – философия неудачников. (М.Г.)

14. Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества. (Бел.)

15. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа. (Бел.)

16. Моя солдатская шинель как печать отвержения. (Л.)

17. Твои речи будто острый нож. (Л.)

18. Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! (М.Г.)

19. Ах, злые языки страшнее пистолета. (Гр.)

20. Назначение каждого человека – развить в себе всё человеческое, лучшее и насладиться им. (Бел.)

 

Упражнение 2.

В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

1.    1) Душа настоящего человека _ есть самый сложный и самый нежный музыкальный инструмент.

2) Достичь совершенства в своей работе _ большое счастье.

3) Зелень у березы _ густая, а трава вокруг корней _ могучая.

4) Любовь к своей природе _ один из вернейших признаков любви к своей стране.

 

2.        1)Этот вопрос _ самый важный.

2) Самое трудное _ познать самого себя, самое легкое _ давать cсоветы другим.

3) Приготовление пищи _ удовольствие, к сожалению, ежедневное.

4) Я _ человек спокойный, но тут не мог не вспылить.

 

3.        1) В этакую ночь человек _ как слепой котенок.

2) Брань _ оружие низменных людей.

3) Обиды мешают дело делать, останавливаться около них _ даром время терять.

4) Он _ герой, он столько раз рисковал жизнью.

4.    1) Лучший способ сохранить память о добрых делах _ повторять их.

2) Он _ человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый.

3) Обложка _ самая увлекательная часть у некоторых книг.

4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий начиная со времен Платона и Аристотеля.

 

5.    1) Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле _ разрушать надежды?

2) Преувеличение _ есть ложь благовоспитанных людей.

3) Но теперь я _ равнодушен к жизни; я презираю свет, в котором любовь _ тщеславие, а дружество _ прихоть.

4) Ты _ молодая, свежая, чистая, как стеклышко, а он _ вдовец, истрепался, обносился.

 

Упражнение 3*. В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки?

А.       1) Горевать – вовсе не значит потерять стойкость.

2) Стать командующим, имея на носу эвакуацию морем, незавидная перспектива.

3) У Достоевского литератор из рассказчика стал следователем, а его романы огромными следственными делами.

4) «Поэма без героя» Ахматовой есть одно из самых «литературных» произведений мировой художественной письменности.

 

Б.       1) «Записки из подполья», выстраданные Достоевским, это гигантский внутренний монолог автора.

2) Скажите, что ваша любимая девушка богиня, что ее носик само совершенство, и вы произведете благоприятное впечатление на её доверчивое сердечко.

3) Историчность сознания – одно из самых важных достижений интеллектуальности, и связана она с «самоотречением», со способностью ума понять собственную ограниченность.

4) Поэзия – моя держава, я вечный подданный ее.

 

*Свои ответы вы можете сверить с ключами в конце следующего занятия.



Источник: studopedia.net


Добавить комментарий