Как писать характеристику литературного героя

Как писать характеристику литературного героя

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

  1. Имя героя, название произведения и его автора.
  2. Возраст героя (цитата из текста)
  3. Место, занимаемое героем в произведении.
  4. Общественное и семейное положение героя (социальная позиция). Обстановка, в которой он живет.
  5. Манера держаться, внешность.
  6. Речь героя.
  7. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих.
  8. Понимание героем цели в жизни, его основные интересы.
  9. Чувства литературного героя, его отношение к другим лицам.
  10. Отношение других действующих лиц к данному герою.
  11. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
  12. Твое личное отношение к герою.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

  1. Определение темы эпизода.
  2. Место эпизода в идейном замысле автора (писателя).
  3. Определение границ эпизода.
  4. Выяснение читательского впечатления (читательского восприятия, мысли, чувства).
  5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер, худ. средства ( метафоры, олицетворения, ….., инверсия и т.д.).
  6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).
  7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).
  8. Личностное восприятие читателя. (твоя позиция).

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

  1. Имя героя, название произведения и его автора.
  2. Возраст героя (цитата из текста)
  3. Место, занимаемое героем в произведении.
  4. Общественное и семейное положение героя (социальная позиция)

Обстановка, в которой он живет.

  1. Манера держаться, внешность.
  2. Речь героя.
  3. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих.
  4. Понимание героем цели в жизни, его основные интересы.
  5. Чувства литературного героя, его отношение к другим лицам.
  6. Отношение других действующих лиц к данному герою.
  7. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
  8. Твое личное отношение к герою.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

  1. Определение темы эпизода.
  2. Место эпизода в идейном замысле автора (писателя).
  3. Определение границ эпизода.
  4. Выяснение читательского впечатления (читательского восприятия, мысли, чувства).
  5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер, худ. средства ( метафоры, олицетворения, ….., инверсия и т.д.).
  6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).
  7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).
  8. Личностное восприятие читателя. (твоя позиция).

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

  1. Имя героя, название произведения и его автора.
  2. Возраст героя (цитата из текста)
  3. Место, занимаемое героем в произведении.
  4. Общественное и семейное положение героя (социальная позиция). Обстановка, в которой он живет.
  5. Манера держаться, внешность.
  6. Речь героя.
  7. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих.
  8. Понимание героем цели в жизни, его основные интересы.
  9. Чувства литературного героя, его отношение к другим лицам.
  10. Отношение других действующих лиц к данному герою.
  11. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
  12. Твое личное отношение к герою.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

  1. Имя героя, название произведения и его автора.
  2. Возраст героя (цитата из текста)
  3. Место, занимаемое героем в произведении.
  4. Общественное и семейное положение героя (социальная позиция). Обстановка, в которой он живет.
  5. Манера держаться, внешность.
  6. Речь героя.
  7. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих.
  8. Понимание героем цели в жизни, его основные интересы.
  9. Чувства литературного героя, его отношение к другим лицам.
  10. Отношение других действующих лиц к данному герою.
  11. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
  12. Твое личное отношение к герою.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

  1. Имя героя, название произведения и его автора.
  2. Возраст героя (цитата из текста)
  3. Место, занимаемое героем в произведении.
  4. Общественное и семейное положение героя (социальная позиция). Обстановка, в которой он живет.
  5. Манера держаться, внешность.
  6. Речь героя.
  7. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих.
  8. Понимание героем цели в жизни, его основные интересы.
  9. Чувства литературного героя, его отношение к другим лицам.
  10. Отношение других действующих лиц к данному герою.
  11. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
  12. Твое личное отношение к герою.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

1.Имя героя, название произведения и его автора.

  1. Возраст героя (цитата из текста)
  2. Место, занимаемое героем в произведении.
  3. Общественное и семейное положение героя (социальная позиция). Обстановка, в которой он живет.
  4. Манера держаться, внешность.
  5. Речь героя.
  6. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих.
  7. Понимание героем цели в жизни, его основные интересы.
  8. Чувства литературного героя, его отношение к другим лицам.
  9. Отношение других действующих лиц к данному герою.
  10. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
  11. Твое личное отношение к герою.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
1.Почему судьбы лучших героев эпохи трагичны?

(Сравните двух героев – Онегина и Чацкого)

2. Правда ли, что в деревне «счастье было … так близко»?

3. Почему Татьяна отказалась от своего счастья? Что необходимо человеку, чтобы жить в согласии с самим собой и своей совестью?

4. Прочитайте страницы учебника, посвященные Татьяне Лариной (с.234 – 236) «Как изменилася Татьяна» по мнению литературоведа? Вы согласны с тем, что произошло преображение Татьяны? Выскажите свое мнение по этому вопросу?

5. Познакомьтесь с концепцией некоторых литературоведов:

а) Г.АГуковский: Онегин переживает процесс нравственного гражданского возрождения. Пути России заставят его выйти из круга собственных проблем близко к мировоззрению декабризма. Онегин — будущий декабрист, другого пути нет.

б) Некоторые советские литературоведы считают, что ника­кого перерождения с героем не происходит — он остается тем, чем был, и Татьяна права: его любовь — взбесившееся светское тщеславие («запретный плод нам подавай…»).

в) В.М.Маркович: Пушкин собирался привести Онегина на Кавказ, сделать декабристом. Но варианты отпали. Белинский видел в таком конце обреченность на гибель. Смысл же судьбы Онегина — в вечной неудовлетворенности, в духе бесконечных исканий — самая суть жизни русской интеллигенции. Онегин — первый ее классический представитель.

Подумайте и запишите свои размышления.

6. Почему роман назван «энциклопедией русской жизни»?

7.Татьяна – любимая пушкинская героиня.

Какой была героиня до встречи с Онегиным? О чем рассказывает портрет героини? Имя? Интересы? Татьяна и русская природа, обычаи. Как разви­валось в Татьяне чувство любви? Что непросто для девушки? Как раскрывается здесь ее характер? События, которые оказали влияние на Татьяну. Изменили ли ее эти события? Какова Татьяна в облике светской дамы? Изменилась ли она? Почему Татьяна отказалась от своего счастья?

8. Чем стала любовь в жизни Онегина? Татьяны? Ольги?

Чем может стать любовь в жизни человека?

9.Пушкина называет Татьяну «милым, верным идеалом»? Почему именно она стала для него идеалом? Что вас привлекает в Татьяне?

10. Какой «иной мир» открылся Татьяне при посещении «оставленной сени» — дома Онегина? Смогла ли она понять Онегина? (глава 7 строфы XV – XXV)

11.Составьте сравнительную характеристику Ольги и Татьяны, используя цитаты из романа.

Ольга Татьяна
    1. портрет
    2. характеристика автором
    3. характер
    4. увлечения
    5. отношение к природе, людям из простонародья
    6. испытание любовью
    7. отношение к Ленскому

    Вывод: В чем разница характеров Ольги и Татьяны? Почему Ольга забыла Ленского быстрее, чем Татьяна?

    12.Чем объясняется отношение Татьяны к Ленскому, как к брату? Чем близок Ленский Татьяне и чем отличается от неё?

    13.Как повлияла на Онегина дружба с Ленским? Что добавила любовь Татьяны?

    14. Какую точку зрения о возможной судьбе Ленского и Онегина вы приемлете? Обоснуйте свое мнение?

    15.Две встречи Онегина и Татьяны.

    1. Кто вам ближе: Онегин или Ленский? Обоснуйте свой ответ.
    2. Что нового в жизни и в самом себе открыл вам Пушкин?
    3. Мое мнение об Онегине.
    4. Мои мысли и чувства, вызванные чтением романа «Евгений Онегин».
    5. Как равнодушный Онегин превращается в пылкого влюбленного? Какой Онегин вам ближе?
    6. С какой целью автор подробно рисует день своего героя? Какую оценку дает этой жизни сам автор?

    23.Чем близки и наоборот контрастны Ленский и Онегин? Почему Пушкин не считает их взаимоотношения настоящей дружбой.

    24.Мой любимый герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

    25.Пишу тебе….. (письмо литературному герою).

    АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ (вар.1)

    • Время написания, историческая основа стихотворения.
    • По какому поводу написано стихотворение.
    • Жизненный материал, положенный в основу стихотворения
    • Образ лирического героя (его характеристика).
    • Проследить сюжет (движение мысли и чувства).
    • Композиция стихотворения, художественные средства.
    • Вывод об идейно-художественном смысле данного стихотворения.

    АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ (вар.2)

      • Тема и идея стихотворения.
      • Художественные особенности и композиция.
      • Лирический герой.
      • Настроение, которым проникнуто стихотворение.
      • Ваше впечатление о стихотворении.

      АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ (вар.3)

      1. Время написания, историческая основа стихотворения.

      1. По какому поводу написано стихотворение.
      2. Тема и идея стихотворения.
      3. Лирический герой. (его характеристика).
      4. Композиция стихотворения, художественные средства.
      5. Ваше впечатление о стихотворении.

      Шепот, робкое дыханье,

      Трели соловья,

      Серебро и колыханье

      Сонного ручья.
      Свет ночной, ночные тени,

      Тени без конца.

      Ряд волшебных изменений

      Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,

      Отблеск янтаря,
      И лобзания, и слезы,
      И заря, заря!

      А.Фет
      В стихотворении запечатлен образ природы, сада в короткий отрезок ночного свиданья. На глазах происходит переход ночи в рассвет для природы и человека.

      Поэт тонко уловил оттенки этого состояния природы. Присутствует какая – то неуловимость лирического героя и его возлюбленной, легкая недосказанность сердечных переживаний героев и вместе с тем читателю все понятно.

      В 12 строках стихотворения полностью отсутствуют глаголы, но при этом ощущается движение чувств и жизнь природы. Поэт добивается этого с помощью существительных:» колыханье, трели, дыханье, изменений, отблеск, лобзания…» В произведении использованы: прием лексического повтора:» Свет ночной, ночные тени, Тени без конца», олицетворение: «сонного ручья», метафора:»серебро …ручья», эпитеты:»робкое дыханье, сонного ручья, ночные тени, милого лица и т.д.», оксюморон: «свет ночной», антитеза:» И лобзания, и слезы ».

      Стихотворение проникнуто приподнято- взволнованным настроением страстного свидания влюбленных.

      Накануне годовщине 4 августа 1864г.

      Вот бреду я вдоль большой дороги

      В тихом свете гаснущего дня…

      Тяжело мне, замирают ноги…

      Друг мой милый, видишь ли меня?
      Все темней, темнее над землею –

      Улетел последний отблеск дня…

      Вот тот мир, где жили мы с тобою,

      Ангел мой, ты видишь ли меня? эпифора

      Завтра день молитвы и печали,

      Завтра память рокового дня…

      Ангел мой, где б души ни витали,

      Ангел мой, ты видишь ли меня?

      3 августа 1865 Ф.Тютчев

      АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

      Стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864г.» написано в августе 1865 года и посвящено годовщине смерти Елены Денисьевой, последней самой страстной любви поэта.

      Жизненный опыт Тютчева – не освещенная браком любовь к молодой женщине, которая принесла страдания и смерть ей, неизбывные страдания ему, а также под влиянием учения Канта и Хайдеггера – все это дало пищу для трагических стихов.

      Лирический герой стихотворения сам поэт. В своем произведении Тютчев все еще тяжело переживает утрату любимой, беседует с ней через пространство и время и верит, что она где-то незримо рядом.

      Стихотворение короткое, состоит из 3 строф., содержит элементы одиноческой поэтики: риторические вопросы :» Друг мой милый, видишь ли меня? Ангел мой, ты видишь ли меня?», церковные образы «ангел, молитва, душа». В стихотворении использовано 8 эпитетов: «рокового дня, последний отблеск, в тихом свете» и т.д. Для усиления глубокого внутреннего переживания поэт использует лексический повтор: «Все темней, темнее над землею – « и синтаксический параллелизм предложений

      Завтра день молитвы и печали,

      Завтра память рокового дня…

      Ангел мой, где б души ни витали,

      Ангел мой, ты видишь ли меня?,

      а также эпифору.

      Стихотворение очень трагичное, Передает чувства утраты любимой поэтом.

      ОПОРНЫЕ СЛОВА:

      Лиричность, мелодичность стиха; яркая образность: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры; пейзажная, интимная лирика, огромный внутренний мир; высокое мастерство; человек, органически связанный с природой, богатство ритмов, знойная страстность, суровая энергия, глубокая душа трагизм, страстная влюбленность, привязанность, искренность души

      5 класс

      АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

      1. Время написания, историческая основа стихотворения.

      1. По какому поводу написано стихотворение.
      2. Тема и идея стихотворения.
      3. Лирический герой (его настроение, характеристика).
      4. Композиция стихотворения (строение, количество строф), художественные средства (тропы).
      5. Ваше впечатление о стихотворении.

      АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

      «Зимнее утро»

      Стихотворение «Зимнее утро» написано А.С.Пушкиным в 1825 году в период ссылки поэта в родовое имение Михайловское. Единственным другом в те дни была его добрая няня Арина Родионовна.

      Темой и идеей произведения является описание пейзажа зимнего утра.

      Сам поэт является лирическим героем стихотворения. Он радуется новому наступившему дню, рисует картину чудесного, солнечного утра. Описывая великолепие окружающей природы, поэт использует эпитеты: «голубыми небесами», « прозрачный лес», янтарным блеском» и т.д., сравнения: «луна, как бледное пятно», олицетворения «вьюга злилась», «мгла носилась». В стихотворении есть две контрастные, как бы противоположные, картины природы, одна описывает, что было «вечор» (вчера вечером). Другая – то, что видит герой «нынче» (сейчас). Морозному утру противопоставлены уют и тепло домашней обстановки. Описывая её, поэт использует эпитеты «веселым треском», «затопленная печь» и риторический вопрос «не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?»

      Стихотворение проникнуто приподнято- взволнованным настроением в предчувствии лирическим героем конной прогулки, и это настроение передается читателю.

      5 класс

      АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

      1. Время написания, историческая основа стихотворения.

      1. По какому поводу написано стихотворение.
      2. Тема и идея стихотворения.
      3. Лирический герой (его настроение, характеристика).
      4. Композиция стихотворения (строение, количество строф), художественные средства (тропы).
      5. Ваше впечатление о стихотворении.

      АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

      «Зимнее утро»

      Стихотворение «Зимнее утро» написано А.С.Пушкиным в 1825 году в период ссылки поэта в родовое имение Михайловское. Единственным другом в те дни была его добрая няня Арина Родионовна.

      Темой и идеей произведения является описание пейзажа зимнего утра.

      Сам поэт является лирическим героем стихотворения. Он радуется новому наступившему дню, рисует картину чудесного, солнечного утра. Описывая великолепие окружающей природы, поэт использует эпитеты: «голубыми небесами», « прозрачный лес», янтарным блеском» и т.д., сравнения: «луна, как бледное пятно», олицетворения «вьюга злилась», «мгла носилась». В стихотворении есть две контрастные, как бы противоположные, картины природы, одна описывает, что было «вечор» (вчера вечером). Другая – то, что видит герой «нынче» (сейчас). Морозному утру противопоставлены уют и тепло домашней обстановки. Описывая её, поэт использует эпитеты «веселым треском», «затопленная печь» и риторический вопрос «не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?»

      Стихотворение проникнуто приподнято- взволнованным настроением в предчувствии лирическим героем конной прогулки, и это настроение передается читателю.
      АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

      «Няне»

      Стихотворение посвящено няне поэта Арине Родионовне Яковлевой, находившейся рядом с поэтом в «суровые дни» ссылки в Михайловском.

      Чувством большой любви и благодарности к няне продиктовано это короткое стихотворение (всего 12 строк). Перед ним уже давно не молодая женщина с наморщенными натруженными руками, находящаяся в постоянных заботах и волнениях о своем воспитаннике. Она «подруга», «голубка», «одна в глуши лесов» «давно, давно» ждет поэта, «горюет», глядит на дорогу и тоскует.

      Поэт в своем произведении использует тропы: эпитеты « суровых дней», «голубка дряхлая моя», «наморщенных руках», « забытые вороты» и т.д.; сравнение «горюешь, будто на часах».

      Стихотворение передает чувства светлой грусти поэта по стареющей няне.

      АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

      «Няне»

      Стихотворение посвящено няне поэта Арине Родионовне Яковлевой, находившейся рядом с поэтом в «суровые дни» ссылки в Михайловском.

      Чувством большой любви и благодарности к няне продиктовано это короткое стихотворение (всего 12 строк). Перед ним уже давно не молодая женщина с наморщенными натруженными руками, находящаяся в постоянных заботах и волнениях о своем воспитаннике. Она «подруга», «голубка», «одна в глуши лесов» «давно, давно» ждет поэта, «горюет», глядит на дорогу и тоскует.

      Поэт в своем произведении использует тропы: эпитеты « суровых дней», «голубка дряхлая моя», «наморщенных руках», « забытые вороты» и т.д.; сравнение «горюешь, будто на часах».

      Стихотворение передает чувства светлой грусти поэта по стареющей няне.



      Источник: konesh.ru


      Добавить комментарий