Как ребенку объяснить состав числа 2

Как ребенку объяснить состав числа 2

Цель урока: изучить число 5, его состав, написание цифры 5; развивать мыслительные операции, математические способности, логическое мышление, внимание, память, речь.

Оборудование: бумажный самолётик-послание, портреты героев сказки  «Приключения Буратино», золотые ключики- молодчинки для каждого ребенка, индивидуальные веера цифр, Таблица состава чисел 2,3,4,5 (в виде божьей коровки)

ХОД УРОКА

1. Организационное начало.
Учитель: Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ребята, к нам пришли гости, поприветствуйте их. Подарите гостям и друг другу улыбку. Тихо сели и друг друга не задели. Настроились на урок математики.
(На доске висит портрет Буратино.)
— Ребята, посмотрите на доску, кто к нам пришёл?   (Буратино.)
(В класс влетает бумажный  самолётик с посланием.)
Учитель:- Ой, что это?  Самолётик! Откуда?
— Кто мог его нам отправить? Давайте посмотрим, здесь что – то написано. Это письмо  от Мальвины. Что  она пишет?    Здесь не только письмо, здесь еще какие – то задания. (учитель читает послание)
«Дорогой Буратино, злой Карабас Барабас заточил меня и моих друзей в темницу. Освободить ты нас сможешь, выполнив трудные испытания. Мальвина.»
— Ребята, поможем Буратино? (Да!)
— За каждое выполненное нами задание злой Карабас Барабас освободит по одному сказочному герою. Но прежде, чем приступить к заданиям Карабаса Барабаса, давайте потренируемся и проверим свои силы в счете.

  2. Актуализация опорных знаний.
1) Учитель: Давайте поиграем в игру «Ритмический счет», от 1 до 10 (прямой и обратный). (1ученик – прямой счет, 1 ученик – обратный счет, по  1 разу  дети считают цепочкой прямой и обратный порядок.)
2) Учитель: А теперь — Гимнастика ума:
Какое число при счёте называют между числами 2 и 4? 1 и 3? (3, 2)
Назовите соседей числа 2, числа 4,  числа 7?  (1,3; 3,5; 6,8).
Какое число стоит справа от 7? (8).
Какое число стоит слева от 4? (3)
Назовите самое маленькое число до 10 (1), самое большое число до 10? –(10)
Молодцы! А теперь давайте начнём выполнять задания злого Карабаса Барабаса. И так читаю его первое задание:
1. Решите задачи в стихах, а ответы покажите с помощью числового веера. Затем один ученик объясняет, как получил ответ.

На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
(1+2=3)

Шёл мышонок – сладкоежка,
Нёс сестрёнке три орешка.
Правда, сам не утерпел, —
Два орешка всё же съел.
Задает сестра вопрос:
— Сколько ты всего принёс?
(3-2=1)

Четыре спелых груши на веточках качалось.
Две груши снял Павлуша, а сколько груш осталось?
(4-2=2)

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
(1+1+1+1=4)

— Молодцы, с первым заданием мы справились и освободили  лучшего друга Мальвины — Пьеро.
(На доску вывешивается портрет Пьеро.)

3. Постановка проблемы. Открытие нового.
Учитель: — Чтобы освободить второго героя, нам нужно поработать у доски.
Посмотрите на доску: Сколько одуванчиков вы видите на рисунке?(4). Сколько одуванчиков станет, если расцветёт ещё один? (5, если к  4+1 получим 5).
— Молодцы и с этим заданием вы справились. Вы освободили ещё одного героя —  верного пса  Мальвины — Артемона.(на доску вывешивается портрет Артемона). И так, кто скажет, как мы получили число 5? (если к 4 прибавить 1, то получим следующее число 5. Если к  любому числу прибавить  один, получим следующее число.)
— Мы так трудились, наверно, очень устали. Давайте немного отдохнём, проведём физминутку про Буратино.
(проводится физминутка)

4. Физминутка.

Буратино потянулся (руки вверх)
Раз нагнулся, (наклоны вперёд)
Два нагнулся. (наклоны назад)
Руки в стороны развел, (развести руки в стороны)
Видно ключик не нашёл. (показать удивление)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.  (дети встают на носочки)
Учитель:  Садимся правильно; раз, два, три, четыре, пять:
Дети: Мы работаем опять!

5. Самоопределение к деятельности.
Учитель: За выполнение заданий, Мальвина ставит вам всем  пять. Это самая высокая оценка.

— Кто знает, как выглядит пятёрка? Покажите её на веере. (дети показывают цифру 5). Давайте научимся её правильно писать.
(на доске образец цифры 5)
1) Учитель: Начинаю писать: отступаю больше половины верхней линии клетки. Пишу прямую наклонную, не доходя до середины клетки, пишу полуовал, затем в верхней части делаю ямочку.
2) Работа в тетради с  печатной основой.
Учитель:Откроем тетради на странице 11. Если вы правильно напишите цифру 5, то Карабас Барабас отпустит следующего героя. (дети пишут в тетради по образцу).
Учитель: обратите внимание на закономерность написания цифры.
Дети: Пишем пять пятёрок, пропускаем одну клеточку, снова пять пятёрок и т.д.
Учитель: под правильно написанной пятёркой зажигаем огонёк- ставим точку. У кого всех больше огоньков, тот научился писать цифру 5.(учитель контролирует записи)
— Молодцы! И с этим заданием вы справились! Карабас Барабас отпустил мудрую  черепаху (учитель вывешивает портрет черепахи).
А теперь давайте отдохнём. Проведём физминутку.

6. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы писать. (дети в воздухе пишут пятёрку)
Отдыхать умеем тоже (руки в сторону)
Руки за спину положим. (руки за спиной)
Голову поднимем выше (поднимают голову вверх)
И свободнее подышим.  (дети делают глубокий вдох и выдох)
Раз, два, три, четыре, пять-
Топаем ногами.  (Дети топают ногами)
Раз, два, три, четыре, пять-
Хлопаем руками. (дети хлопают руками)
Раз, два, три, четыре, пять-
Не будем отвлекаться. (дети встают смирно)
Раз, два, три, четыре, пять-
Сядем заниматься. (дети садятся)
Учитель: Пока мы с вами отдыхали, наши герои томились в темнице. Надо хорошо работать, чтобы их освободить.
Слушайте следующее задание:

7. Первичное закрепление. Работа в учебнике.
Учитель: откройте учебник  на станице 34. На картинке в учебнике вы видите четыре красных кружка и ещё один синий кружок. Сколько кружков вы видите на рисунке? (5). Как получили число 5?
Дети: К четырём  прибавили один, получится пять.
Учитель: как записать выражение?
Дети: 4+1 = 5. (Ученик записывает на доске)
Учитель правильно! Обсудим вместе, как связаны картинка, схема и запись.
— Какие равенства можно записать к  следующим рисункам?
Дети: 4+1 =5 четыре красных кружка да ещё один синий, всего пять кружков. Проверяем, считая 5- 1=4 всего пять кружков, один из них синий. Сколько красных? Красных кружков 4
Мы с вами выполнили нелёгкое задание , и Карабас Барабас отдал нам ключик от дверцы, где заперта Мальвина. (учитель показывает ключ) Но откроется дверца, когда мы пройдём  последнее испытание.
— Вспомните состав чисел: 2, 3,4. (На доске домики с составом чисел- окошки закрыты. При верных ответах, учитель открывает   окошки )
Дети: — Два это один да один (1+1)
-Три это два да один, один да два. (1+2;  2+1)
-Четыре- это один да три, три да один, два да два
(1+3; 3+1; 2+2).
Учитель: Правильно! Ребята,  давайте попробуем составить таблицу состава числа 5.(Дети предлагают варианты, учитель записывает правильные варианты на доске: 5 это-1+4, 2 + 3, 3 + 2, 4 + 1)
(На доску вывешивается плакат с изображением божьей коровки, на которой  состав числа 5).
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. Ура! Мальвина на свободе! (на доску вывешивается портрет Мальвины). Она так благодарна вам. Мальвина  пришла  не с пустыми руками.  Сейчас она посмотрит, как вы научились решать примеры, а затем приготовит сюрприз.
( На доске примеры, дети решают, говорят ответы, затем записывают их на доске )
2+1 =    4-2 =     3+2=          5-1 =
3+1 =    3-1 =      4+1 =     2+2 =
Учитель: Молодцы! Вы порадовали Мальвину и её друзей.
За их спасение , вы получаете  золотые ключики- молодчинки.( детям раздаются ключики- молодчинки вырезанные из картона).

8.  Рефлексия.(выполняется задание в тетради на печатной основе).
Учитель: Посмотрите на нижнюю картинку в тетради, выполните задание, которое вам дано .Соотнесите данные примеры с нужной картинкой.
Кто выполнил задание, поднимите руки! Оцените свою работу при помощи «светофора».(дети показывают сигнальные карточки)

9. Подведение итогов урока.

— Назовите состав числа 4
— Назовите состав числа 5.
— Послушайте стихотворение:

У ладошки пять детишек,
Пять весёлых шалунишек.
Всё подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать-
На руке их ровно пять.

— Про каких пять братьев вы знаете? (5 братьев это5 пальцев )
— Почему я прочитала вам именно это стихотворение? (  Потому, что  на ладошке  пять пальцев. И  мы познакомились с числом 5)).
-Вспомните их имена. (большой, указательный, безымянный, средний, мизинец).
— Посмотрите на свою ладошку. Посчитайте пальцы. Теперь приложите ладошку к листу, обведите каждый палец. Их пять. Дома  с помощью взрослых, на выполненных вами  рисунках напишите на каждом пальце его имя.
Подведём итоги:
— Что мы нового узнали на уроке? (узнали,  как получить число 5)
-Чему научились? ( определять состав числа 5, научились писать цифру 5)
— Понравилось спасать героев? (да)
— Запомнили состав числа5? Кому нужна помощь и объяснение подробней, подойдите на перемене.
Спасибо за хорошую работу!
(звонок)



Источник: urok.1sept.ru


Добавить комментарий