Как вы понимаете название рассказа нарисованная радость

Как вы понимаете название рассказа нарисованная радость

Жиравова И. М.

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 г. Московский

Урок-исследование «Бабушкин пряник – светлая радость детства!»  по рассказу В.П. Астафьева  «Конь с розовой гривой», проведенный 22 апреля 2011 года в 6»Б» классе.

Цели урока:

1. Дидактические:

  1. знакомство с художественным миром В. П. Астафьева
  2. анализ рассказа «Конь с розовой гривой»

2.Развивающие:

  1. совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся
  2. расширять и обогащать словарный запас школьников
  3. совершенствовать навыки работы с текстом

3.Воспитательные:

  1. воспитывать внимательного читателя
  2. воспитывать чувство доброты стремление оставаться человеком в любых ситуациях

4.Коммуникативные:

  1. совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

Оформление: портрет В. Астафьева, выставка его книг, рисунки учащихся.

Методы: слово учителя, опрос, беседа, словарная работа, словесное рисование.

                                            Ход урока

1.Вступительное слово учителя. Определение цели урока.

Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.

Рассказ « Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный  детский характер.

Наша  с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.

2. Создание проблемной ситуации                                                 

   —  Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?    (В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание).

    — Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? (Каждый школьник за свою небольшую жизнь хоть раз кого-то обманул, и поэтому каждому знакомы муки совести, стыда. Поделившись своей историей обмана, вспомнив подобные ситуации в своей жизни, они невольно поставят себя на место главного героя, Вити, а значит, он станет им чуточку ближе, понятнее.)

 —  Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? (Рассказ носит поучительный характер. Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник все-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А.Ланщиков, то бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании необходимости прощать.

 —  Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»? (Бабушка преподала урок «высокой этики». Прощает бабушка как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Она зло побеждает добром, поэтому и название, как в сказке красивое, доброе. (Добро побеждает зло)

   Мы еще вернемся с ребятами к определению смысла названия произведения в конце урока и даже попытаемся составить ассоциограмму ключевого слова в названии («конь»).

   —  Обратите внимание на тему урока. Выделите ключевые слова. Как вы понимаете тему урока? (Названием рассказа послужило сказочное существо, мечта каждого деревенского мальчишки, — необычной формы и цвета пряник, «конь с розовой гривой». Сколько радости он мог доставить ребенку послевоенного времени! (Пряник = радость)

— Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.

      (Выразительное чтение отрывка «Пряник конем! Это же мечта всех деревенских малышей. (…) что останется от коня хвост да грива.)

 —  Какими словами, выражениями автор создает ощущение счастья, радости?

3. Задание исследовательского характера. 

(Ребята находят в тексте и зачитывают авторские определения: «конь лягается копытами», «конь-огонь», «ребята ластятся», «холодея от ужаса»…)

   

 — А что для вас – радость, какие ассоциации возникают?

Ассоциации записываются в тетрадях (это поможет ребятам в выполнении домашнего задания) и на доске.

путешествие

Новая вещь

РАДОСТЬ

Игры с друзьями

Общение  с природой

 

праздник

4 Актуализация личностно-диалогических связей с героем.

— Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю?                                           (Устное словесное рисование, защита рисунков) (Учащиеся отмечают душевную чуткость мальчика, его обостренную совестливость, неприятие зла в любых его проявлениях, любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе.)

— Почему мальчик отправился в лес?

(Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка.)

— Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?

Давайте в тетрадях запишем такую цепочку: искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение.

Разбиваем класс по звеньям цепочки. Задача каждой группы — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа. Заслушиваем по порядку.

Рабочие материалы

1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою землянику.

2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.

3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.

4-я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету…”

5-я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”.

                                                                                               

 

5. Задания исследовательского характера.

  — Как Витя относится к бабушке и как это его характеризует? Найдите подтверждение в тексте. (Витя боится ее, но любит, в последствии даже  благодарен: «Бабушка знает все мои повадки», «бабушка моя – не тетка Васеня», «а бабушка только кричит да нет-нет и поддаст – у нее не задержится», «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)

    — Каково отношение к нему автора? В каких словах, эпизодах это видно? (Автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, так описывая муки совести мальчика: «Терзался ночью», «слезы хлынули». «Не буду так делать и слушаться тебя  буду», «боже упаси сейчас перечить бабушке… она должна» «разрядиться, …душу отвести должна». Мы глазами автора видит становление личности главного героя, воспитание характера.)

 — О чем бы вы спросили Витю?

(Метод автобиографического опросника позволяет школьникам вжиться в образ своего сверстника, почувствовать себя на его месте, а значит сделать этот рассказ личностно значимым. Ребятам близок этот герой по возрасту и по духу, значит – интересен.)

 — Какие черты характера героя есть у вас?

 — Можно ли у Вити чему-либо научиться?

6.Обращение к образу автора-повествователя.

 — Каким вы представляете себе автора рассказа? (Пожилой человек, любящий свою родину, родных, умеющий видеть прекрасное вокруг. Писатель  умеет и учит нас любить жизнь, уважать все то, что человеку в жизни выпадает. Он всю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки. И свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным по ритмике и интонации, русским языком.)

— Давайте обратимся к пейзажной зарисовке рассказа. Может она дополнит наши представления об авторе? (читаем отрывок  со слов: «День был ясный, летний. (…)кружевце истоньшалось и рвалось»)

 — Какая картина нарисована автором? (Ясный, летний день на берегу Енисея.)

 — Как создается автором такая красота?  

7.  Задание исследовательского характера.

 Давайте обратимся к образности языка  

Образность языка

 В. Астафьева. Перед вами схема, заполните ее примерами из текста.

ЦВЕТ

НАСТРОЕНИЕ

ЗВУК

А) Слова, передающие цвет: ясный день, рябенькие кукушкины слезки, синие колокольчики, полосатые цветки, голубые рупоры колокольчиков, блестели березовые листья, мерцало; красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки; боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.

Б) Слова, передающие звуки природы: на длинных хрустких стеблях, колокольчики, пчелы, цветки-граммофончики, шмели заслушивались музыкой.

В) Слова, передающие настроение: день был ясный, летний; обогретая земля цветки-граммофончики, в голубые их рупоры совали головы шмели, заслушивались музыкой, осинник сомлел от жары, боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.

боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве, мост колыхался легким кружевцем, — и если долго смотреть на него, он истончался и кружевце рвалось.

Ребята делают Вывод:    при создании пейзажной зарисовки Астафьев использует много цветообразов и звукообразов, делая ее более жизненной. Проза В.П. Астафьева —  это проза ощущений. Читая его рассказы, мы как будто прикасаемся к предметам, чувствуем запах, видим насыщенность красок, нам передается настроение героев.

Поэтика названия.

 — Как бы вы сами назвали этот рассказ?

 — Почему Астафьев именно так назвал свой рассказ?

 — Какое ключевое слово в названии?

8. Творческая  работа с элементом исследования.

— Составьте ассоциативную схему к слову «пряник», опираясь на содержание  рассказа, на то о чем мы с вами говорили на уроке.

бабушка

Уроки жизни

стыд

Радость, счастье

сказка

детство

прощение

ПРЯНИК

раскаяние

        

 — А что вносит в название эпитет «розовый»?  (Цвет детства, чистоты, наивности, невинности.)

 — Случайна ли форма пряника – «конем»?    (Выбор формы пряника не случаен. Конь — символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)

Обращение к выставке с рисунками учащихся. Защита творческих работ.

9. Рефлексия урока.

— Каким  же предстал перед нами герой этого небольшого рассказа?

 — Почему автор обратился к написанию такого рассказа?

10.Заключительное слово учителя. Да, этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени,  когда ты бывал невозможно  счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно  в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора  в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

Домашнее задание

Небольшая письменная работа по темам:

  1. Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»
  2. Радости детства
  3. Составить план рассказа о Вите.

Литература.

  1. Житко Е. А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2008. — 2 апреля.
  2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.- М., 2006



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий