Кукла из мулине ниток

Кукла из мулине ниток

Тема: Вот она какая нитка шерстяная… (изготовление куклы из ниток)

Изделие: кукла из ниток

Цель урока: ознакомление с  выполнением куклу из ниток.

Задачи урока:

— расширить  представления о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении.

— познакомить с народным видом ремесла – изготовлением куклы из ниток.

— обучить приему отмеривания нитей для пучка (кисточки).

— обучение приему отмеривания нитей для пучка (кисточки).

  — развивать творческое воображение учащихся;

    воспитывать любовь к народному искусству

— обучение приему отмеривания нитей для пучка (кисточки).

Материалы, инструменты, оборудование:

Для учителя: образец куклы ,  технология изготовления куклы показ на  ИКТ большие пучки ниток  для демонстрации приемов работы; картонка для демонстрации приема, заготовки пучка; ножницы,

Для обучающихся:  цветная нитка для перевязывания и изготовление кукол, ножницы, клей.

1. Организационный момент: Приветствие, организация внимания, проверка рабочего места.

       Долгожданный дан звонок –

       Начинается урок.

       А сейчас проверь, дружок,

       Ты готов начать урок?

       Все ль на месте,

       Все ль в порядке

  Ткани, ножницы и нитки?

  Все ли правильно сидят.

  Все внимательно глядят?

  Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

2. Объявление темы, постановка учебных задач.

Загадки:

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

но с ней не скучно.

(Кукла)

Я, наверно, вам знакома,

Я живу у Тани дома,

С Танечкой хожу гулять,

С Танечкой ложусь в кровать,

И сама, без всякой сказки,

Закрываю сразу глазки,

Я совсем не растеряша

Я игрушка…Кукла

— Из чего ещё можно сделать игрушку?

-С  какими игрушки играли ваши бабушки и дедушки?

— Что вы знаете об истории игрушки?

 Сообщение  «Народные традиции изготовления игрушек»

    В старину игрушками крестьянских детей были самодельные куклы. Из чего их только не делали: из цветов, стеблей крапивы, листьев лопуха. Даже обычное полено наряжали куклой!

    Интересные куклы получались из соломы: скручивали жгутик из золотистой соломы, свивали косичкой руки. Украшали такую куклу пёстрым передником, покрывали ей голову ярким ситцевым платочкам.

   В каждой крестьянской избе были тряпичные куклы. Кусок ткани скручивали в «скалку», белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой. Обязательно пришивали кукле косу, сплетенную из ниток.

Наряжали куклу с большим старанием, но кукле не делали лицо. По народному поверьям, кукла с лицом обретает душу, и становилась опасной для ребёнка. Безликая

   же кукла считалась предметом не одушевлённым и не могла ему навредить. Со     временем игрушки потеряли своё символическое  значение, кукле стали вышивать лицо или рисовать чернилами, сажей, углём.

      Городским детям дарили кукол с фарфоровыми головами и руками. Лица таких кукол всегда расписывали, их одевали в пышные платья, украшенные лентами, кружевами.     

3. Сообщение темы и цели урока

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

И вы, наверное, догадались, что тема нашего урока: «Любимую куклу мастерим сами» 

Сегодня мы познакомимся с одним из любимых традиционных зимних занятий женщин и детей – изготовление тряпичной куклы- скрутки и сами будем учиться изготавливать такую куклу. ( показ учителем готового изделия)

— Куклы бывают разные. У каждой куклы свое название, предназначение. Давайте познакомимся с некоторыми из них (показ слайдов из презентации).

4. Анализ образца: обсуждение приемов изготовления изделия.

— Рассмотрите образец и схему изготовления соломенной куклы (технологическая карта). Расскажите, как она изготавливается.

— Кукла делается из 2 пучков соломы: один, пучок  побольше, из него получается туловище с головой и ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка получается путем переворачивания пучков в нужных местах цветной ниткой.

— Мы будем делать кукол из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера. Обратите внимание: цветная нитка для перевязывания пучков одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал.

5. Инструктаж по технике безопасности

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.

6. Заготовка пучков ниток для куклы.

—  Сделаем женскую фигурку из  ниток. С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?

— Можно отмерить по линейке и нарезать отдельные нитки, сложить их в пучки.

— Это очень долгий и неудобный способ, я научу вас работать по-другому. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.

Демонстрирую, помогаю отдельным ученикам индивидуально.

— Теперь разрежем нитки с одного конца картонки — получится  пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны? ( см. презентацию).

— Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.

— Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих?

С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.

7. Изготовление куклы совместно с учителем.

— Что нужно сделать с пучками? (длинный пучок перевязать посредине, а короткий с двух сторон).

— Оцените свою работу. Что возможно, исправьте: подтяните и расправьте нитки.

8. Выставка. Подведение итогов урока.

Ребята, поочередно каждый ряд выходит к доске и демонстрирует свои изделия, тем самым получают оценки.

Сегодня на уроке мы выполнили сувенир по мотивам народных образов. В старину кукла делалась из соломы, так как солома была доступным и дешевым материалом; самое древнее значение куклы магическое, позднее она была игрушкой для детворы; в современной жизни отчасти изменился смысл этого изделия, используются другие материалы.

9. Уборка рабочих мест.

Хочется, закончит урок такими словами:

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий