Ментальная таблица

Ментальная таблица

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

КОСОВА ЮЛИЯ ДМИТРИЕВНА

НИ МГУ имени Н. П. Огарева», г. Саранск, Россия, ms.kosova1994@bk.ru

АННОТАЦИЯ: В статье описывается методика создания ментальных карт и их применение при обучении лексике английского языка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ментальная карта, лексика, английский язык, мышление, память.

USING MIND MAPS WHILE TEACHING ENGLISH LEXICON

KOSOVA YULIYA DMITRIEVNA

Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia

ABSTRACT: The article describes the technique of creation of mind maps and their using while teaching English lexicon.

KEY WORDS: mind map, lexicon, English language, mentality, memory.

Число людей, использующих принцип радиантного мышления и ментальных карт, растет с каждым годом. Ментальные карты применяются практически во всех сферах: в образовании, в бизнесе, в личной жизни и во многих других областях. В данной статье мы акцентируем внимание на особенностях создания ментальных карт и их применении при обучении лексике английского языка.

Ментальные карты (карты ума, карты разума, карты памяти, интеллект-карты, майнд-мэпы) – специальная методика, позволяющая изображать объекты и связи между ними для их лучшего понимания. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Данный метод может пригодиться, если вам нужно понять (и что немаловажно – объяснить другим людям) какую-то сложную систему и разложить ее «по полочкам». Необходимость в этом часто возникает при ведении бизнеса или при обучении групп людей (детей в школе, различные тренинги).

Интеллект-карты представляют собой графическое выражение процессов восприятия, обработку и запоминание информации и творческих задач, средство для развития памяти и мышления, которые были разработаны и предложены Т. Бьюзеном, писателем, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления [1, с. 304]. Существуют определенные правила создания интеллект-карт, подробное описание которых можно найти в его книге и на сайте “How to Mind Map”[9].

В сотрудничестве со своим братом Барри Бьюзеном, он написал книгу «Супермышление» (в оригинале “The mind map book”), посвященную ментальным картам, где подробно описывается история создания данной технологии и приводятся советы по созданию собственной интеллект-карты. Теория интеллект-карт была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги, которая явилась прародителем «Супермышления», а именно «Работай головой». 21 апреля 1995года в Королевском Альберт-холле состоялся большой праздничный прием по случаю выхода в свет второго издания «Супермышления». Данное издание закрепило феноменальный успех во всем мире.

Сам автор говорит в интервью: «Владение техникой интеллект-карт поставило меня вне конкуренции. Важным приложением являлась возможность формулировать и оттачивать собственные мысли без прохождения через длительный процесс многократного редактирования написанного. Отделив мышление от письменного изложения, я научился думать с большей ясностью и широтой. Когда наступало время садиться за письмо, у меня уже мелось четкое знание структуры и направления мыслей, от чего сам процесс их изложения стал гораздо проще и занимательнее. Я закончил свою диссертацию быстрее, чем за предписанные три года, вдобавок успел написать главу для другой своей книги, помог основать новый ежеквартальный журнал по вопросам международной политики и даже поработать редактором в нем, занялся всерьез мотоспортом и даже женился (построив совместно со своей будущей женой интеллект-карту, посвященную нашим планам на совместное будущее). Все это способствовало неуклонному росту моего энтузиазма по поводу метода интеллект-карт, особенно в части такого его приложения, как содействие творческому мышлению» [3].

В обучении и образовании ментальные карты приобретают все большую популярность. Их создают с целью большего удобства и эффективности не только процесса обучения, но и в прочих отраслях, в которых используется интеллектуальный труд и необходимо прилагать умственные усилия. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы. Яркие рисунки, графические изображения и слова, взрывающиеся ассоциативным рядом – гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии. Именно это принесло возрастающую известность технике составления карт памяти [2]. Школьники, с помощью подобных карт, учатся выбирать и структурировать информацию, запоминать ее для воспроизведения в последующем. А так как Интернет, телевидение – в частности и, в общем – наша жизнь, сейчас дают доступ к океану информации, детям необходимо ориентироваться, выбирать, запоминать и уметь правильно воспроизвести полученные данные. Это достаточно трудно при использовании традиционных методов развития памяти, поэтому работа с графическими изображениями и ассоциациями намного облегчает путь ребенку к знаниям, позволяет развиваться интеллектуально и творчески [2].

На современном этапе обучения иностранным языкам основным направлением модернизации общеобразовательной, профессиональной и высшей школы является повышение качества усвоения профессиональных и общеобразовательных знаний, практической и творческой подготовки выпускников вузов. В обучении иностранному языку успешный и устойчивый интерес к изучению языка приходит только после изменения отношения к традиционному образовательному процессу: его содержанию, формам, методам обучения, организации деятельности [6, с. 1009 – 1012]. Поэтому на первый план выходят современные педагогические технологии, которые ориентированы на студента, учитывают его интересы, потребности и возможности, уровень знаний, создавая таким образом, возможность реализовывать индивидуальные образовательные траектории [8]. С каждым годом появляются новые возможности и различные виды деятельности на занятиях по английскому языку, такие как видеотехнологии [7, с.153–156], использование интерактивной доски, online-технологии с участием носителей языка (вебинары), разговорные клубы с привлечением иностранных преподавателей, «кьюбинг» [4, с. 137–141], ролевые игры, презентации и т. д. Использование данных технологий обуславливает быстрое и эффективное формирование социокультурной компетенции. К таким технологиям, наряду с вышеперечисленными, можно отнести и ментальные карты.

Ментальные карты являются эффективным способом работы с лексикой английского языка. С целью расширения словарного запаса предлагаются различные методики группировки лексических единиц: по тематическим и лексико-семантическим группам, ассоциативно-семантическим полям и т. д. При этом применяются различные элементы графики для эффективного запоминания и установления ассоциативных связей. Самый распространенный и очевидный способ – это систематизация лексики по той или иной теме. Можно, например, составить карту значений глагола “to look” с различными предлогами. В итоге, у нас получается вот такая наглядная, простая интеллект-карта:

hello_html_366fb8f2.jpg

При помощи данной карты ученикам будет гораздо легче запомнить все значения глагола. При использовании метода интеллект-карт, ассоциативная память обеспечивает запоминание предложенного материала, позволяет сконцентрировать все внимание учащихся на самом материале, а не на проблеме его удержания в памяти. Запоминание происходит непроизвольно, а такой способ оказывается намного эффективнее, чем постановка перед учеником специального задания на произвольное запоминание.

Техника ментальных карт – это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи (пишем коротко и быстро, задействуем оба полушария головного мозга, запоминаем много и качественно) [5].

В заключение можно отметить, что ментальные карты – современная технология, позволяющая сэкономить ваше время и сделать вашу работу более эффективной, что весьма важно в современном быстро развивающемся мире. Как уже было отмечено, число пользователей ментальных карт значительно растет с каждым годом. Думаю, сегодня эта цифра увеличилась на еще одну.

Список использованных источников

1. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен ; пер. с анг. Е. А. Самсонова. – Мн. : ООО «Попурри», 2003. – 304 с.

2. Интеллект-карты – новый козырь в процессе обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://mindmapshop.ru/intellektkartivobrazovanii/ Загл. с экрана.

3. Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.mindmap.ru/?s=31 Загл. с экрана.

4. Макаровских,  А. В. «Кьюбинг» как технология активного обучения иностранному языку студентов технического ВУЗа» / А. В. Макаровских, А. Ю. Остроумова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота. – 2014. – № 3 (33): в 2-х ч. Ч. II. – C. 137–141.

5. Ментальные карты [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/ Загл. с экрана.

6. Нежведилова, Л. А. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку для студентов I–II курсов неязыковых вузов / Л. А. Нежведилова // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 1009–1012.

7. Остроумова,  А. Ю. Использование видеоматериалов с помощью мультимедийных средств в обучении студентов ПИЯ в техническом ВУЗе / А. Ю. Остроумова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота. – 2013. – № 7. – Ч. 1. – С. 153–156.

8. Табунова, К. А. Использование интеллект-карт в обучении [Электронный ресурс] / К. А. Табунова. – Режим доступа : http://shoolsgeograf.at.ua/ publ/metodicheskaja_kopilka/ispolzovanie_intellekt _kart_v_obuchenii/2–1-0–368 – Загл. с экрана.

9. How to mind map with Tony Buzan : videofilm [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://thinkbuzan.com/how-to-mind-map/ Загл. с экрана.



Источник: infourok.ru


Добавить комментарий