Миф о чем нибудь

Миф о чем нибудь

01:06 — Сравнительный анализ мифов о происхождении мира в древних религиях, часть 1

Тема, указанная в заголовке данного исследования, слишком обширна, чтобы сколько-нибудь полно рассмотреть её в рамках данной работы. Вместо этого автор предлагает читателю лишь первое приближение, общие наброски и впечатления от прочитанных мифов.

В ходе работы автор столкнулся со следующими сложностями:

Выбор наиболее значимых мифов для анализа. Невозможно обозреть необозримое, почти у каждого народа есть своя мифология, поэтому приходилось отсеивать множество мифов и выделять среди них некоторые, пользуясь скорее интуицией, чем разработанной системой критериев.

Поиск исходных текстов мифов. Несмотря на всеобщую распространённость мировой компьютерной Сети, отыскать исходные тексты было весьма не простой задачей. Большинство сайтов предлагает мифы в современном пересказе, не предоставляя возможности изучить оригинальные документы. Наличие исходных текстов является важным, поскольку различные современные пересказы и интерпретации могут коренным образом исказить суть мифа, привнеся в него современные идеи, чувства и настроения. Конечно, перевод текстов с оригинальных языков также не может обходиться без искажений, но это необходимая цена для составления работы, не специализированной на конкретной культуре.

Интерпретация мифов при отсутствии достаточного знания контекста. Помимо языка оригинала автор довольно слабо знаком с культурно-историческим контекстом, в котором возникли те или иные произведения. Это, конечно, сильно затрудняет адекватное понимание текстов, однако не лишает смысла их сравнительный анализ. В результате автору удалось выявить общие закономерности и провести простой анализ накопленных данных, приведя всё многообразие мифов к единому знаменателю.

Одна из целей данной работы — помочь читателю окунуться в атмосферу мифов разных религий и культур, почувствовать величие и силу, заключенные в древних словах, по возможности не отвлекая читателя вставками и комментариями, которые автор старался делать максимально лаконичными.

Одна из интереснейших проблем, над которой испокон веков размышляет человечество — это проблема происхождения мира. К этой проблеме можно подойти с разных сторон. Можно исследовать законы природы, современное состояние мира и попытаться экстраполировать полученные результаты максимально глубоко в прошлое. Это естественно-научный подход. Его ограниченность в том, что он безосновательно предполагает, что мир произошёл естественным путём и не учитывает сверхъестественные причины, которые могли участвовать в этом процессе. Прямому наблюдению и воспроизведению возникновение мира недоступно, поэтому научные методы в данном случае мало применимы. К тому же, если естественное порождает естественное, где тогда начало самого первого естественного?

С другой стороны, можно исследовать мир культуры и попробовать выяснить, какие сведения о начале всего к нам пришли из глубины веков от наших далёких предков? Этот подход предполагает, что мир произошёл сверхъестественным способом, и это сверхъестественное было приоткрыто первым людям. Если же не делать такого предположения, задача изучения культурного наследия не становится менее интересной, а лишь смещает акцент с исследования вопроса объективного возникновения мира на исследование человеческого восприятия этого события.

Сведения о начале мира можно обнаружить, изучая древние культуры и религии, причём чем они древнее и традиционнее, тем лучше. Важно также, когда зародилась письменность и когда были зафиксированы первые мифы.

Перед началом исследования стоит немного пояснить роль мифа в жизни человека. Можно относиться к мифу как к простому элементу культурного наследия определённого народа, наряду со сказками, легендами, былинами, песнями и другими сочинениями и произведениями. Однако роль мифа гораздо важнее, чем роль простой сказки. Можно сказать, что миф формировал онтологические представления об окружающем мире и всём, что его наполняет, включая человека. Миф отвечает на вопрос: «что это?», объясняя природу вещей через их происхождение. Если мы знаем историю чего-либо с самого начала, то можно сказать, что мы по-настоящему знаем это. Таким образом, в этих незамысловатых историях содержится самая суть вещей, объясняющая их место и цель во вселенной. Миф не имеет себе целью объяснить всё во всех подробностях, он лишь указывает наиболее существенные черты самых важных вещей, делая это в форме, понятной и доступной для народа.

Стоит оговориться, что мифы есть не только у древних народов. Ни один современный народ, нация, культура или религия не могут обходиться без собственной мифологии. В основном она строится, основываясь на мифах более древних народов, однако порой изобретается и новая, как, например, в новое время был изобретён миф о естественном, эволюционном происхождении человека. Этот миф, безусловно, весьма значительно влияет на человека, формируя его мировоззрение соответствующим образом, определяя суть вещей и место человека во вселенной. Однако, чтобы не погрязнуть в политике, экономике и прочих явлениях общества, формирующих современную мифологию, мы не будем останавливаться на ней, но постараемся заглянуть в истоки, как всё было на заре человечества. Таким образом, изучая мифы древних народов, мы заглядываем в основу их мировоззрения. Мы остановились на наиболее фундаментальной части мифов — на возникновении мира. Таким образом, рассмотрев некоторые древние мифы по возможности всех крупных человеческих религий и культур, у нас появляется возможность прикоснуться к тайне самого бытия, как её воспринимают человеческие существа с начала всей истории. Вопрос: «насколько эта тайна соотносится с объективными законами бытия?» — мы оставим за рамками данной работы, сосредоточив своё внимание на восприятии бытия человеком. Это, как минимум, позволит сделать нам ещё один небольшой шаг в познании самих себя и даст почву для размышлений о собственной мифологии.

Несколько слов о Буддизме

Основными религиями древнего Китая являются пришедший из Индии буддизм, а также даосизм и конфуцианство, которое не касалось метафизики, концентрируя своё внимание на этике и политике, тем самым оставляя пространство для легенд более мистическим и менее рациональным буддизму и даосизму.

Буддизм не раскрывает тайны начала вселенной, указывая на круговорот мира и его обитателей в колесе сансары. В одной из буддийских сутр говорится:

Представьте, монахи, огромную цельную скалу одну милю длиной, одну милю шириной и одну милю высотой, без единого скола и трещины. И в конце каждого столетия приходил бы человек и тёр бы её шёлковой тканью. И тогда эта огромная скала стёрлась бы, исчезла бы быстрее, чем длится один цикл вселенной [кальпа]. И много таких циклов вселенной прошло — больше сотни, больше тысячи, больше сотен тысяч. И почему? Непостижима, монахи, эта сансара, нет возможности найти первый момент существования живых существ, ослеплённых невежеством и скованных желанием, что спешат и торопятся в этом кругу перерождений.

Самьютта-никая. XV. 5.
Источник: theravada.ru

Однако первым существом, появляющимся во вселенной, становится бог Брахма, считающийся творцом мира в индуизме, который мы рассмотрим ниже.

Миф об инь и ян

Миф о происхождении мира можно найти в китайском философском трактате «Хуайнань-цзы» (2 в. до н. э.), который представляет собой сплетение даосских, конфуцианских и легистских концепций. Основная задача трактата, сформулированная в гл. 21, — «исследование принципов Неба и Земли, восприятие дел, происходящих между людьми, восполнение Пути-дао предков-государей и [прежних] правителей».

Приведём текст трактата с сокращениями:

Было начало. Было предначало этого начала. Было доначало этого предначала начала. Было бытие, было небытие. Было предначало бытия и небытия. Было доначало этого предначала бытия и небытия.

Так называемое начало. Всеобщее затаенное возбуждение еще не прорвалось. Как обещание почки, как отрастающие после порубки ростки. Еще нет каких-либо форм и границ. Только шорох абсолютного небытия. Все полно желанием жизни, но еще не определились роды вещей.

Было предначало начала. Небесный эфир начал опускаться, земной эфир стал подниматься. Инь и ян соединились. Переплетаясь, поплыли, клубясь, в космическом пространстве. Окутанные благом, тая внутри гармонию. Свиваясь и сплетаясь, стремясь прийти в соприкосновение с вещами, но так и не осуществив предвестия.

Было доначало предначала начала. Небо затаило свой гармонический [эфир], и он еще не опустился.

Земля хранила [свой] эфир, и он еще не поднялся. Пустота, небытие, тишина, безмолвие. Молчащее занебесье, небытие, похожее на сон. Эфир плыл, составляя великое единство с тьмою.

Было бытие. Тьма вещей во множестве пустила корневища и корни, образовались ветви и листья, зеленый лук и подземные грибы. Сочная трава ярко заблестела, насекомые встрепенулись, черви зашевелились, все задвигалось и задышало. И это уже можно было подержать в руке и измерить.

Было небытие. Смотришь — не видишь его формы; слушаешь — не слышишь его голоса; трогаешь — не можешь его схватить; смотришь вдаль — не видишь его предела. Свободно течет и переливается, как в плавильном котле. Бескрайне, безбрежно. Нельзя ни измерить его, ни рассчитать. Все слито в Свете.

Было предначало бытия и небытия. Оно обнимает небо и землю. Формует тьму вещей, составляет великое единство с тьмой хаоса. Никакая глубина или ширина не могут выйти за его пределы. Рассеченная осенняя паутинка, раздвоенность не могут служить ему нутром. Не имеющее стен пространство, в нем рождается корень бытия и небытия.

Было доначало предначала бытия и небытия. Небо и земля еще не разделились. Инь и ян еще не отделились. Четыре сезона еще не расчленились. Тьма вещей еще не родилась. Оно ровно и покойно, как морская пучина. Оно чисто и прозрачно, как безмолвие. Не видно его очертаний. Свет решил вступить в это небытие и отступил, растерявшись. И сказал: «Я могу быть и не быть, но не могу абсолютно не быть. Когда оно становится абсолютным небытием, то достигает такой тонкости, что ему невозможно следовать!…»

Цитируется по изданию «ДАО ДЭ ЦЗИН. Книга пути и благодати», перевод — Л. Померанцевой, М., 2001

Анализ

Начальное состояние описывается как некий потенциальный эфир, хаос, законы бытия и небытия, из которых сами собой происходят новые явления. С другой стороны чувствуется одухотворённость, осмысленность стихий, которые как будто сознательно формируют новую вселенную. Изначально ощущается некий дуализм земного и небесного, их эфиров, а также инь и ян. Их соединение и разделение, кажется, и приводит мир в движение.

Миф о Пань-гу

Другое описание космогонии можно найти в «Хронологических записях о трёх и пяти правителях» («Сань у ли цзи») Сюй Чжэна (3 в. н. э.), где говорится следующее:

Вначале Вселенная была подобна яйцу. В этом яйце зародился сам собой Пань-гу. Долгое время спал Пань-гу непробудным сном. А проснувшись, увидел вокруг себя тьму, и это его опечалило.

Тогда разломал Пань-гу скорлупу яйца и вышел наружу. Все, что было в яйце светлого и чистого, поднялось наверх и стало небом, а все тяжелое и грубое опустилось вниз и стало землей.

Крепко уперся Пань-гу ногами в землю, а руками — в небо, чтобы не смешались они вновь в первобытный хаос.

Прошло восемнадцать тысяч лет. С каждым днем поднималось небо выше и выше, земля становилась прочнее и больше, а Пань-гу рос, продолжая удерживать небо на вытянутых руках.

Наконец, небо стало таким высоким, а земля такой прочной, что они уже не могли слиться воедино. Тогда Пань-гу опустил руки, лег на землю — и умер.

Его дыхание стало ветром и облаками, голос — громом, глаза — солнцем и луной, кровь — реками, волосы — деревьями, кости — камнями… из паразитов, ползающих по телу Пань-гу, получились люди.

Цитируется по книге Татьяны Муравьёвой «100 Великих мифов и легенд».

Анализ

В этом варианте божественный первопредок тоже происходит сам собой, без активных внешних причин. Начальное состояние вновь названо хаосом, а Пань-гу уже сознательно создаёт из хаоса космос, во-первых разделяя части яйца, а во-вторых, сам служа материалом для нового мира. Таким образом первоначальный хаос порождает разум, который порождает всё остальное.

Основными религиями Индийского субконтинента можно считать Буддизм и Индуизм. О Буддизме несколько слов уже было сказано выше.

Миф 1

Приведём индуистский миф о сотворении мира:

Тогда не было ни несуществования, ни существования; не было ни царства пространства, ни неба, что лежит за его пределами. Что пришло в движение? Где? По чьему повелению? Были ли бездонно глубокие воды? Тогда не было ни смерти, ни бессмертия. Не было признаков ночи и дня. Лишь Единый дышал, не поднимая ветра, по собственному своему побуждению. Кроме этого, не было ничего.

В начале тьма была скрыта во тьме; и все это было водою без границ. Жизненная сила была покрыта пустотой, и Единый взволновал ее силою жара. И пришло к Единому желание; и это было первое семя разума. Мудрые поэты ищут в своих сердцах узы существования в несуществовании.

Был ли тогда низ? Был ли тогда верх? Тогда были сеятели; тогда были силы. Тогда было побуждение снизу; тогда было возвещение сверху. Кто знает, как было в действительности? Кто заявит об этом здесь? Когда это началось? Когда произошло творение? Боги пришли после, когда Вселенная была создана. Так кто же знает, когда она поднялась из вод? Когда началось творение — быть может, оно само сотворило себя, а быть может, и нет — тот, кто смотрит на нее сверху вниз, тот, кто на высочайшем из небес, только он это знает — а быть может, не знает и он.

Вначале не было ничего, кроме Великого Я, Брахмана. Иными словами, существовал лишь Брахман. И когда люди приносят жертвы тому или иному богу или богине, в действительности они поклоняются только Брахману. Ведь он стоит за всеми вещами в этом мире.

Итак, Брахман огляделся по сторонам и никого не увидел. И он почувствовал страх. Чего он испугался? Ведь ничего, кроме него, не было! Брахман был совершенно одинок, а чтобы бояться, надо, чтобы было чего бояться. Но Брахман был одинок. И в наши дни встречаются одинокие люди, чей единственный спутник — страх, даже если им некого бояться.

Тогда Брахман принял форму Брахмы, Творца. Брахма не обрадовался: чему можно радоваться в одиночестве?

Брахма много, много раз создавал мир вновь и вновь. Никто не знает, сколько миров существовало до нашего и сколько будет после него. Четыре эры, или юги, составляют вместе одну кальпу (эон). В конце каждой кальпы мир разрушается и возвращается в состояние водного хаоса.

Когда Брахма медитировал, из его ума начали возникать существа. Он принял тело, созданное из тьмы, и из его заднего прохода вышли ветры — так родились демоны. Затем Брахма отверг это тело из тьмы, и отвергнутое тело стало ночью.

Затем он принял новое тело, созданное по большей части из добра и света. Из его уст вышли сияющие боги — дэвы. Он отбросил и это тело, которое стало днем. И сейчас люди посещают храмы и поклоняются богам именно днем, а не ночью.

Потом Брахма взял третье тело, которое целиком состояло из сатвы [добра]. У Брахмы родились прекраснейшие мысли об отцах и сыновья, матерях и дочерях, и так возникли «духи предков». Эти духи появляются в сумерках, на рассвете и на закате, когда встречаются ночь и день.

Затем Брахма отбросил и это тело и принял четвертое, состоявшее из энергии, которая изошла из его разума. Мысли этого тела сотворили людей, мыслящих существ. Брахма отбросил прочь и это тело, и оно стало Луной. И по сей день люди при лунном свете танцуют, поют и занимаются любовью.

Создавая людей, Брахма силой мысли разделил свое временное тело на две половины, подобно тому, как расщепляется скорлупа устрицы. Одна половина была мужской, другая — женской. Они взглянули друг на Друга с любовью. И с тех пор счастливые супруги — словно две половины единого существа, и в обеих живет Брахма.

Итак, Брахма понял, что этим первым людям нужен огонь, чтобы жить безбедно. И Брахма достал огонь из своего рта. Этот огонь спалил волосы, которые росли у него во рту. И с тех пор волосы растут на щеках только снаружи.

Мужчина и женщина взглянули друг на друга и, узнав, что они — две половины единого существа, они соединились и полюбили друг друга. Так было положено начало роду человеческому.

Но женщина подумала: «Как мы можем любить друг друга, если мы — части одного существа?» И она попыталась убежать от мужчины, превратившись в корову. Но мужчина превратился в быка, и они положили начало всему домашнему скоту. Затем женщина превратилась в кобылу; мужчина же стал жеребцом, и они зачали жеребенка. Так продолжалось до тех пор, пока не было создано мельчайшее из живых существ.

После этого Брахма принял пятое тело, состоявшее из энергии и тьмы, и породил ужасные создания, которые желали пожрать первобытный океан хаоса; это были великаны и чудовища.

Это последнее творение настолько расстроило Брахму, что он от горя потерял все волосы на голове. Эти волосы превратились в существ, ползающих на брюхе, — змей и прочих рептилий. Они прячутся в сырых и темных местах, в болотах, под камнями и скалами.

Но Брахма продолжал переживать из-за того, что создал чудовищ, и из его мрачных мыслей родились ужасные Гандхарвы-упыри.

Наконец, Брахме удалось взять себя в руки, и он снова обратился к приятным помыслам. Он припомнил мирные и счастливые времена своей молодости. Он был счастлив, и из этого счастья родились птицы. А затем из тела Брахмы возникли новые творения: звери, растения и другие формы жизни.

Все качества, которыми сейчас наделены живые существа, происходят из мыслей Брахмы и пребывают неизменными, пока существует этот мир. Все живые существа, населяющие Землю, были созданы посредством деяния Брахмы, который дал им всем имена и разделил на мужской и женский пол. Брахма живет в каждом существе, ибо все они возникли из него.

Анализ

В начале бытия присутствуют Единый и некий водный хаос. Единый воплощается в Брахму, воплощения которого в тела из различных стихий приводят к появлению духов, явлений и всего остального. Можно предположить, что Брахма вычленяет нужные стихии из водного хаоса. Интересно, что люди были сотворены мыслями тела Брахмы, созданного из энергии его разума, т. е. разумность людей связана с разумностью божества. Животный же мир произошёл в результате действий не Брахмы, а людей. Ещё один интересный момент в том, что некие чудовища собирались пожрать сам первобытный хаос.

Важно также отметить, что мир творится скорее самопроизвольно, чем по волевому решению божества, причём само божество являлось материалом для творения.

Миф 2

Приведём ещё один миф о сотворении жизни:

Некогда мир был окутан мраком без блеска и света. И всюду простиралась только вода без пределов. Океан владел землей, и лежала она на дне его, в глубинах глубин. Он обладал необоримыми силами, был грозен и скрывал в себе огонь и свет и множество даров для грядущих жизней.

И возникло в пространстве Золотое Яйцо. В сокровенной его сердцевине таился Зародыш. Его силы возрастали в медленном ходе сотен веков. И вот он разбил скорлупу яйца и разделил ее надвое. И вышел. И стал первобогом, стал Брахмой.

Одной половине скорлупы он повелел сделаться небом, а другой указал путь вниз, чтобы стала она в токе времен земной твердью. Чистым воздухом заполнил он простор от неба до земли, а затем посвятил мысль свою и дух свой великому делу творения. Он создал все, что должно существовать на земле, в воде и в небесных сферах. Он создал год и стал Прародителем времени и меры времени.

Необоримой силой своего духа он породил сыновей, назначив им стать владыками существ, богов, демонов и всех добрых и злых сил. Из своего чела он произвел могучего и властного бога, принявшего имя Рудра.

Из пальцев правой своей и левой ноги Брахма тогда же произвел бога света и богиню ночи. Они сочетались нерушимым браком, и поэтому не бывает света без тьмы.

По его велению засветились в небе солнце и луна, а с ними и мириады звезд. От многих потомков Брахмы стали возникать и многие боги, а всего их явилось числом в тридцать три тысячи, тридцать три сотни и еще тридцать три.

Но тогда же народились и враги богов — многие асуры и демоны, чем обозначились и все грядущие битвы между силами света и мрака.

Вместе с солнцем возник и владыка солнечного диска — всемилостивый бог Вишну, благостный и чистый. Им был обретен дар — по своей воле он мог принимать разные формы. И он становился и рыбой, и черепахой, и вепрем, а затем, в долгом течении времени, он назначил себе появляться и в обликах царей, воинов и мудрецов.

Но тогда, появившись в образе вепря, Вишну ощутил, сколь тяжело земле лежать на дне океана, этого безмерного пространства, заполненного сумраком. В сердце бога вспыхнула любовь к будущим существам, которым предназначено жить на земле, и он погрузился в пучину и поднял на мощных своих клыках всю землю из водных глубин. И украсилась она горами и реками, травами и лесами. Появилось на земле великое множество существ — родились и сильнейшие гиганты, и слабые человеческие детеныши, и те, кто живет в реках, и те, кто летает в небе, те, что ползают, и те, что селятся в древесных кронах.

И тогда самого белого из пернатых, дивного лебедя, избрал Брахма для себя как своего неразлучного друга, а также возницу. И с тех пор они всегда и всюду видны вместе — Брахма в светлых одеждах и белоснежный сильный лебедь, несущий бога на себе.

Так создал мир всесильный Брахма. Так возникла и утвердилась жизнь.

Цитируется по книге Н. Гусевой «Индуизм и мифы древней Индии».
Источник: witchmirror.ru

Анализ

В начале нашему мысленному взору открывается всё тот же потенциальный, хаотический океан, в котором была сокрыта земля и сила для произведения всего остального. Далее возникает божество, почти во всех чертах повторяющее китайского Пань-Гу. Главное отличие в том, что Брахма создаёт мир более осознанно и целенаправленно, хотя так же использует себя в качестве материала для творения.

Миф 3

Приведём отрывок из вайшнавского (Вайшнавизм — одно из основных направлений в индуизме) священного писания «Песнь Брахмы»:

35 Во время творения миллионов миров Его энергия не уменьшается, хотя всё исходит из Него. Все вселенные существуют в Нём, и в то же время Он пребывает во всей Своей полноте во всех атомах, рассеянных по вселенной. Таков изначальный Господь Говинда, которому я поклоняюсь.

47 Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который принимает форму гигантского змея, Ананта Шеши, наполненного всеохватывающей потенцией, адара-шакти. Лежа на трансцендентном ложе в океане причин, Он хранит бесконечные миры в порах тела и наслаждается созидательным сном, йога-нидрой.

48 Брахма и другие повелители материальных миров, исходящие из пор Маха-Вишну, живут на протяжении одного Его выдоха, а сам источник материального мира, Маха-Вишну, является лишь распространением полной части Говинды, изначального Господа, которому Я поклоняюсь.

49 Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который даёт Своей подчинённой экспансии, Брахме, силу управлять материальным миром, подобно тому, как солнце проявляет лишь малую часть своего света, отражаясь во множестве драгоценных каменьев.

Брахма-самхита, 5-я глава “Молитвы Господа Брахмы”
Перевод Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати
Источник: nama-hatta.narod.ru

Анализ

Здесь мы также видим океан причин, в котором покоится верховное изначальное божество Говинда, взаимопроникающее во все вселенные, но здесь сделан больший акцент на божестве, как источнике и причине миров. Брахма, главный герой вышеприведённых мифов, оказывается «подчинённой экспансией» верховного божества, которое, скорее всего, совпадает с Единым из первого мифа. Здесь не видно произвольности, случайности или действия законов, отличных от божества, хотя океан сосуществует ему, и кажется, не является его частью.

Продолжение см. здесь.



Источник: dimagurov.livejournal.com


Добавить комментарий