Модель одежды это

Модель одежды это

одежда женский отделка композиция

Ежегодно промышленность затрачивает большое количество средств и времени на создание новых моделей одежды. Но созданные модели мало чем отличаются друг от друга, на что указывает потребитель. Это происходит из-за постоянного стремления проектировщиков к увеличению числа, а не разнообразия моделей, которого можно добиться путем полного использования резервов композиции или конструкции исходной модели.

Проектирование костюма в современном понимании представляет собой совокупность (комплекс) работ по созданию нового образца изделия, включающих исследование, технико-экономические расчеты и построение чертежей изделий и деталей, изготовление и испытание опытных образцов.

Современное промышленное производство одежды значительно усложнило характер деятельности художника-модельера и породило принципиально новый подход к организации самого процесса проектирования. Сегодня в легкой промышленности в определенной степени проектируются новые функции и качества одежды, ее новые формы, возникновение которых обусловлено, с одной стороны, меняющимися потребностями общества и модой, а с другой — появлением новых видов сырья и технологий в самой швейной промышленности. Поэтому, говоря о проектировании швейных изделий, следует отметить, прежде всего, дизайнерскую деятельность, главной особенностью которой является инновационность.

Процесс художественного проектирования одежды в условиях промышленного производства включает несколько стадий.

Первой стадией является предпроектная, которая включает предпроектный анализ, который начинается уже на стадии маркетинга. Такой анализ предполагает, прежде всего, изучение опроса, определение модных тенденций. Тенденции в развитии общественных потребностей в новых вещах и тенденции в развитии моды на них взаимосвязаны. Изучая структуру и характер деятельности человека или социальной группы, предметную среду обитания человека, условия его жизни, можно определить перспективы развития потребностей общества.

Источником информации о будущих модных тенденциях, несомненно, являются показы коллекций тех дизайнеров одежды, которых считают авангардистами в моде. Правда, не все то, что демонстрируется на подиуме, будет признано обществом, но в то же время порой фактическим толчком к изменению и развитию потребностей в новых вещах, к возникновению новой модной тенденции, служит не что иное, как само появление новых вещей, демонстрация новых модных предложений. Известно, что спрос рождает предложение, но и без определенной доли предложения не может возникнуть и спроса. Иными словами, человеческие потребности не могут развиваться сами по себе, независимо от их предметной реализации.

Исследование и определение функций будущей вещи, исследование способов использования ее предполагает также изучение свойств и качеств моделей-аналогов, то есть уже существующих, сходных с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения. Такой анализ позволяет выявить недостатки предшествующих аналогов и в последующем предупредить их появление в новом изделии.

В сферу предпроектной деятельности входит технологический анализ: исследование возможного сырья и возможных способов изготовления будущего швейного изделия. При этом следует отметить, что современная промышленность обладает гибкостью, мобильностью и способностью быстро перестраивать свою структуру, когда в этом возникает необходимость, то есть когда изменяются требования к типу, объему или качественным показателям выпускаемой продукции или с появлением новых видов волокон. Поэтому дизайнер, проектируя совершенно новое изделие с какими-либо необычными функциями, порой побуждает технологов к поиску новых способов обработки, новых технологических процессов.

На основе проведенного предпроектного анализа вырабатывается творческая концепция, то есть основная идея, а также смысловая направленность целей, задач и средств проектирования. Упорядочение проектных сведений, собранных при предпроектном анализе, и соединение их в единое целое приводит к возникновению проектного образа.

При определении концепции и выработке проектного образа происходит учет таких факторов формообразования как функциональные (соответствие будущего изделия основному назначению), эргономические (соотношения изделия с человеком, обеспечение оптимального комфорта), технические (выбор сырья, конструктивного решения, технологического цикла). Технические факторы тесно связаны с экономическими, так как при проектировании модели для промышленного производства необходимо учитывать обеспечение производительного использования оборудования на предприятии, экономию сырья и способы удешевления производственного процесса.

Стадия выработки решения включает:

во-первых, эскизную проработку, когда определяется характер изделия, его конструктивное построение, пластика формы, выбор сырья, пропорциональная и ритмическая организация формы, выявляется ее композиционный центр;

во-вторых, проработку макета, то есть разработку конструкции и построение лекал на среднетиповую фигуру, изготовление изделия в макетном материале, определение технологического цикла изготовления изделия в условиях производства.

При этом прогнозируется «тип потребления», создается система типов с возможностью изменений в пространственной структуре, в способах использования для различных фигур.

Таким образом, изделие превращается в систему, приобретая способность к развитию и перестройке, чему в немалой степени способствуют стандартизация и унификация узлов и деталей. На основе уже имеющихся стандартных узлов и деталей проектируется принцип формообразования, задаются фазы развития и периоды. Пределы развития формы, определяются границы системы.

Эскизное творчество можно условно разделить на четыре вида:

  • — фор-эскиз — первоначальный эскиз, набросок идеи формы, в котором отображается либо вся форма в силуэтном решении, либо ее фрагмент;
  • — творческий эскиз — разработка на бумаге композиции формы костюма с более подробной прорисовкой формы, пропорций, с более выделенными линиями и формами;
  • — конструктивный эскиз, или рабочий эскиз — разработка конструктивной схемы костюма либо на фигуре, либо без нее;
  • — рекламная графика — пропаганда создаваемой формы.

Определение составных частей объемной формы модели производят также с помощью технического конструирования, то есть построения чертежа на плоскости, или проектирования составных частей объемной формы изделия на плоскость. Конструирование заключается не только в разработке чертежей выкройки применительно к определенному телосложению человека и форме одежды, но и в умении учитывать способы изготовлении изделия. Следовательно, конструкция должна быть разработана с учетом технологии ее изготовления. На этом этапе определяется технологический цикл изготовления изделия в условиях производства.

Путем использования резервов композиции можно создавать модифицированные ряды моделей.

Модифицированный ряд моделей — это система, получаемая в результате внешних (но не конструктивных) преобразований композиции исходной модели.

Для разработки модифицированного ряда моделей прибегают к изменению композиционного центра. Пропорции (благодаря изменению местоположения хлястиков, поясов), ритма расположения бек, тесьм и других отделок. Массы формы (из-за изменения цвета, фактуры материала и др.); к усилению четкости краев (подчеркивая их кантами, окантовкой, строчками, вышивкой и т.д.); к новым сочетаниям материалов по цвету, рисунку, фактуре; к тематической росписи ткани; к введению или изменению фурнитуры и др.

На рис. 1 приведен модифицированный ряд моделей. Уменьшению средств и времени на создание моделей способствует их проектирование на одной конструктивной основе.

Разработку таких систем начинают с выбора базовой основы. Здесь возможны два подхода. Первый предполагает использовать в качестве базовой типовую конструктивную основу модных формы и покроя, т.е. такую конструктивную основу, которая содержит характерные обобщенные черты изделий определенного вида, назначения и покроя. Второй подход предлагает использовать в качестве базовой конструктивную основу платья любой из модных моделей.

Модифицированный ряд моделей

Рис. 1 Модифицированный ряд моделей.

Первый подход имеет преимущество перед вторым своей мобильностью, так как позволяет получить практически неограниченное число моделей одежды в пределах покроя. Второй подход более прост, не требует уточнения конструкции, но не дает такого разнообразия моделей.

Для систем моделей на одной конструктивной основе характерно постоянство конструктивных линий основы. Различными могут быть материал (по фактуре, цвету, рисунку, физико-механическим свойствам), характер разработки поверхности декоративно-конструктивными линиями, деталями, отделочными элементами и др. В широких пределах допускается варьирование конфигурации краев деталей, параллельное и коническое расширение с целью образования рельефных поверхностей (складчатых, драпированных, сборчатых и т. п.).

При таких условиях моделирования можно получить большое количество разнообразных моделей (рис. 2).

Метод проектирования одежды из унифицированных деталей получил широкое распространение.

Мода не противоречит этому способу проектирования, так как, в сущности, каждое модное направление в своем арсенале содержит не бесконечное, а определенное количество форм, деталей, материалов, отделок и т.п., сочетание и интерпретация которых позволяют получить большое число моделей.

Работа по созданию моделей начинается с разработки систем унифицированных деталей и элементов конструкции (застежек, карманов, поясов и т. п.), образующих мак называемое проектное поле. Все детали такого поля обладают конструктивной и композиционной совместимостью и взаимозаменяемостью.

Модели, разработанные на одной конструктивной основе

Рис. 2 Модели, разработанные на одной конструктивной основе.

Конструктивная взаимозаменяемость означает, что любая деталь проектного поля может заменить аналогичную деталь в конструкции без дополнительной подгонки, а при их совмещении образуется полноценная конструкция. Например, одна деталь переда может быть заменена другой.

Композиционная совместимость означает, что любой порядок сочетания деталей обеспечивает создание эстетически полноценных изделий.

Обеспечить конструктивную взаимозаменяемость можно при условии, что все детали имеют один покрой, а их разнообразие получено путем разработки поверхности складками, сборками, рельефными линиями, застежками и т.п. Детали и модели проектного поля должны быть одного стиля. При разработке моделей из унифицированных деталей необходимо стремиться к тому, чтобы каждая модель содержала пять — девять отличий.

На рис. 3 показано проектное поле унифицированных деталей и система моделей из них.

Модели из унифицированных деталей

Рис. 3. Модели из унифицированных деталей

Проектирование групп моделей для их одновременного изготовления на одном потоке (системы совместимых моделей) или групп, в которых модели служат для последовательной замены одной или всех ранее изготовлявшиеся на потоке моделей (взаимозаменяемые системы моделей).

Критерием правильности группировки моделей является уровень их производственно-технологической однородности.

Под производственно-технологической однородностью понимается такое сходство моделей потока, которое обеспечивает однородность схем сборки, трудоемкости и режимов обработки, применяемого оборудования, устройств, приспособлений и т.п. при значительном внешнем разнообразии. На рис. 2 показана система совместимых моделей.

На следующей стадии проектирования по полученным выкройкам и образцам ткани разрабатывают экспериментальную модель. Изготовление этой модели производится в экспериментальном цехе на оборудовании и в режимах, соответствующих возможностям производственного цеха.

Затем экспериментальная модель проходит апробацию — просмотр и оценку на внутреннем художественном совете предприятия, где выносится решение о внедрении экспериментальной модели в производство.

Анализ модели предусматривает определение соответствия модели ее назначению: утилитарность, удовлетворение гигиеническим требованиям, соответствие форм, материала, отделки модели ее назначению; определение эстетических показателей: соответствие современному стилю и моде, то есть новизна модели и конструкции, степень совершенства композиции, товарный вид изделия; определение степени технического совершенства конструкции, учет затрат на ее производство.

Перед запуском в производство новой модели производится разработка технической документации, фиксирующей все этапы промышленного производства изделия.

Композиционный центр

Рис. 4. Композиционный центр:

а — спереди в верхней части, акцент — на головном уборе;

б — на лифе, акцент — у горловины;

в — в средней части костюма, акцент — пояс.



Источник: studwood.ru


Добавить комментарий