О чем можно узнать из физической карты

О чем можно узнать из физической карты

Тема урока в 7 классе: Географические карты.

Цель: сформировать понятие «географическая карта», «картографическая проекция»

Задачи:

  • сформировать представления о многообразии географических карт; видах картографических проекций;

  • раскрыть значение географических карт  в жизни человека;

  • сформировать представление о географических картах,  как источниках получения географических знаний;

Планируемые результаты:

  • Предметные – должны знать понятие «карта», принципы ее построения, называть различи между видами географических карт;

  • Метапредметные – должны уметь пользоваться картами, находить и показывать на них географические объекты, сравнивать изображения на карте;

  • Личностные – осознавать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: физическая карта мира,  атлас, учебник.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент

  2. Актуализация знаний

ВСПОМНИТЕ:

  1. Какие источники географической  информации вы знаете ?  

  2. Назовите основные стороны горизонта.

  3. Назовите промежуточные стороны горизонта.

  1. Изучение новой темы

 Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с  источниками  географической информации.

Что мы должны узнать на уроке?

План урока (слайд)

  1. Что такое географическая карта?

  2. Свойства географических карт.

  3. Классификация географических карт.

  4. Значение географических карт, как источника информации. 

  • Что такое геоид?  (шарообразная форма  Земли, слегка сплюснутая у полюсов)

  • Какая пространственная модель в географии нам позволяет видеть шарообразную форму планеты? (глобус)

Считают, что первый земной глобус был создан ещё во II в. до н.э., но он не сохранился до наших дней.

Первый сохранившийся глобус был создан Мартином Бехаймом   в 1492 году                               (год открытия Америки  Колумбом). Глобус  хранится в Нюрнберге  (слайд).

  • Глобус – самая точная модель Земли, но на практике удобнее работать с географическими картами. Почему?                                                                           

Как появились географические карты?

За много тысячелетий до нашей эры человек начал изображать окружавшую его местность. Эти первые картографические изображения служили для указания путей кочевки, мест удачной охоты, наиболее удобных переправ через реки.

В античном мире, когда начали развиваться торговля и мореплавание, искусство составления карт достигло большого развития. Одна из самых знаменитых карт Земли была составлена древнегреческим географом и астрономом Клавдием Птолемеем во II в. до н.э.

Сравните карту Птолемея с современной физической картой мира.

  •  Какие географические объекты есть на обеих картах?

  • Какие географические знания можно получить, используя каждую из этих карт?

Древние римляне также широко использовали различные карты в практических целях. В начале средневековья, когда в Европе появляется компас, начинают составлять морские навигационные карты. Эти карты предназначались для мореплавателей. Поэтому на них очень точно изображалась береговая линия, а внутренняя часть материков оставалась пустой.

Только в эпоху великих географических открытий стали составлять карты, где были точно отражены различные части Земли. Первая русская карта под названием «Большой чертеж» была составлена в середине XVI века. К ней было сделано специальное приложение «Книга большому чертежу».

Так постепенно карты становились неотъемлемой частью человеческой деятельности и культуры.

  • Мы говорим о картах, а какое  определение мы можем дать этому понятию? Что такое географическая карта?  

  • Какую информацию можно получить из определения географической карты?   

Какими свойствами обладает географическая карта?

Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю сравнить план местности и физическую карту полушарий.

  1. свойство – обобщение информации

  • Прочитайте масштаб плана местности на рис. 23 стр.34 и сравните с масштабом, в котором выполнена физическая карта полушарий стр.176.

  1. свойство – более мелкий масштаб

3- свойство – легенда карты

Вы, наверное, никогда не задумывались, что, если бы не было букв, мы бы никогда не смогли прочитать интересную книгу. Оказывается, также обстоит дело и с географической картой. На географических картах буквами являются условные знаки. Они помогают определять географические объекты и их характерные признаки. Условные знаки отличаются не только конфигурацией, но и цветом. Традиционные цвета для условных знаков – жёлтый, коричневый, синий и зелёный. Применяемая система условных знаков называется легендой карты.

Прежде чем рассматривать карту, сначала нужно изучить её легенду. Нужно понять, что обозначают на ней разные цвета, линии, кружки, символы и т.д. Таким образом, условные знаки – это символические обозначения для изображения объектов местности и их характеристик.

Разные объекты изображаются на картах разными способами. Поэтому есть очень много видов условных знаков. Давайте, рассмотрим основные условные знаки, которые применяются чаще всего на страницах школьного атласа.

  • Самый распространённый способ изображения на карте объектов и явлений –качественный фон. Если посмотреть на любую карту сразу в глаза бросается цветной фон. Качественный фон – это и есть цвет. Цветом на карте можно обозначить объекты или явления, занимающие значительную площадь. В пределах этой площади объект имеет сплошное распространение. Примером карты, выполненной с использованием качественного фона, может быть политическая карта мира. Каждый цвет на ней соответствует определённой стране, но сам по себе цвет ничего не обозначает, он используется для выделения территории определённой страны.

  • Другой пример физическая карта. На ней цветом показаны участки земной поверхности, имеющие разную абсолютную высоту над уровнем моря. Это и низменности, и возвышенности, плоскогорья и горы.

  • Чтобы отмечать на карте какие-либо важные объекты, имеющие небольшие размеры, используется способ изображения – значки. С помощью значков можно изображать: города, месторождения полезных ископаемых, заповедники, морские порты и т.д. Значки точно привязаны к поверхности Земли и имеют точно определённое местоположение.

  • Чтобы показать на географических картах географические явления используют знаки (или линии) движения. С помощью линий движения можно показать направление движения. Например, линии движения обозначают на карте направления морских течений и ветров.

  • Многие карты сопровождаются дополнительной разнообразной информацией. Эта информация помещается в отдельных рамках, которые называются врезками. На врезках могут быть представлены рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотографии.

ВЫВОД: легенда карты зависит от цели создания карты. Цель определяет содержание карты, то есть то, что на ней изображается.

 4 – свойство — математическая основа (это основа позволяет перейти от выпуклого изображения земной поверхности к плоскому и нанести на карту географическую сетку.

Какие бывают географические карты? (работа с текстом учебника)

Г е о г р а ф и ч е с к и е    к а р т ы

по масштабу              по пространственному охвату        по содержанию

— крупномасштабные           — карты мира                            — общегеографические

— среднемасштабные           — карты материков и океанов         — тематические

— мелкомасштабные            — отдельных стран и их частей    — специальные(контурные)

  • А что такое атлас?

  • Слово «атлас» введено  Герардом  Меркатором  в XVI в.

  • Картографические проекции-понятие , виды.

4.Самостоятельное применение знаний:  изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу (по вариантам)

5. Проверочная работа    Укажите верные утверждения

6.Подводим итоги урока

  • Какую тему  мы сегодня изучили?                                                                                  

  • Каково значение географических карт? Людям каких профессий особенно нужны карты? А нужны ли карты нам?

  • Можно ли считать карту источником географической информации?

  • Чему научились на уроке?

  • Кто доволен сегодня своей работой? (слайд)

ВЫВОД: Известный английский писатель Р. Л. Стивенсон писал: «Говорят, некоторые люди не интересуются картами — я с трудом этому верю». Старые ли карты, компьютерные ли их изображения — все они являются орудием познания и средством, позволяющим людям взаимодействовать друг с другом. Карта — выдающееся создание человеческой мысли.

Дом. задание:  п.3, ответить на вопросы после параграфа; написать эссе «Почему географическую карту часто называют «вторым языком географии»?»



Источник: infourok.ru


Добавить комментарий