Окончание презентации

Окончание презентации

Цель:

продолжать учить детей находить в словах окончание; четко знать функции окончания в слове и в предложении; познакомить с исторической справкой некоторых слов; учить аккуратно относиться к учебным вещам.

Ход урока.

Орг. момент.

Чистописание: пор

ф

Сообщение темы и цели урока.

Словарь: портфель

– Дети, отгадайте пропущенное слово в стихотворении.

7 ночей и дней в неделе,

7 вещей у нас в (портфеле):

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно.

И пенал, и карандаш,

И букварь, приятель ваш.

(С.Маршак).

Показать портфель.

Слово портфель пришло к нам из французского языка. С порт начинается много французских слов.

портсигар –(сигаронос)

портмоне –(деньгонос)

портфель — (листонос) – оно произошло от двух слов: порте –(носить)

фель –(лист)

Вот почему портфель так назвали, т.к. в нем носят листы, тетради, книги и что угодно.

Все французские слова имеют ударение на последнюю гласную. Нельзя произносить пОртфль – это грубая ошибка.

— Составьте однокоренные слова с корнем портфель.

чик,  ищ.

(портфельчик, портфелище)

Чего не хватает во второй схеме?

(окончания)   ищ

— Запишите слова в тетрадь.

— Что вы знает о суффиксе –чик-? (уменьшительно — ласкательный).

— А о суффиксе- ищ-? (увеличивает предметы)

— Что вы знаете об окончании?

(1-это изменяемая часть слова.

2-служит для связи слов в предложении).

— Попробуем доказать первую часть правила, что окончание – это изменяемая часть слова. Я предлагаю писать во всех словах одинаковые окончания. А вы согласны?

(На доске запись:) кто? лиса

нет       лис.

дать      лис.

вижу     лис.

доволен     лис.

думаю    о лис.

— Запишите в тетрадь слова с нужными окончаниями.

Проверка: у доски работает ученик, или цепочкой, отвечают дети, а учитель дописывает слова.

Итак, мы доказали, что окончание изменяемая часть слова.

— А сейчас попробуем доказать правильность второй части правила.

Презентация к уроку русского языка для начальных классов на тему Части слова. Окончание

(На доске запись:)

В портфели носят книга, тетрадью, ручка.

— Что заметили? (У существительных неверные окончания).

— Прочитайте правильно. Запишите в тетрадь.

Проверка::

Итак, все слова в предложении взаимосвязаны.

— Дети, очень хочется заглянуть в этот портфель. Заглядываю и достаю карточки с изображением учебных принадлежностей: карандаш, промокашку, резинку, пенал, тетрадь, букварь. С обратной стороны каждой карточки текст статьи из словаря.

Карандаш.

Это слово образовано от тюркского кара, что означает «черный», и таш – «камень». Сначала это была свинцовая палочка, потом появились черные палочки, и для них стали готовить «одежду» — кожаную, металлическую и. наконец, деревянную.

Промокашка.

Раньше бумажки – промокашки вкладывались в каждую тетрадь для промокания непросохших чернил. Сейчас пишут шариковыми ручками, а не чернильными. Поэтому и промокашек нет.

Резинка.

У резинки есть еще одно название – ластик. Потому что резина делается из каучука. А каучук по латыни называется гумми эластикум. Отсюда ластик, что значит «упругий», «растягивающийся».

Пенал.

Перо по- латыни будет пенна. А где хранятся перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал.

Тетрадь.

Это слово произошло от греческого тетро – «сложенный вчетверо». В первых тетрадях было всего четыре листа.

Букварь.

По- древнерусски первая буква алфавита называлась аз. Вторая -буки, или азбука. Слово букварь означает «собрание букв». Равно как словарь – «собрание слов».

— Дети, оказывается, у всех слов есть свое прошлое – история. Сегодня мы узнали историю некоторых слов.

Работать будем в группах.

— Нужно прочитать текст и записать в тетрадь. А через несколько минут один из группы должен рассказать все, что он узнал о новом слове.

Дети списывают, а затем рассказывают.

— Выпишите выделенное слово из текста и разберите по составу.

Проверка: один учащийся из группы выходит к доске, записывает слово и разбирает. Получатся запись:

Одежду, перо, бумажки, в тетрадях, слово, резина.

— Что общего у этих слов? (У всех слов есть окончание).

— Как нужно находить окончание? (Нужно изменять слово).

Итог.

Домашнее задание.



Источник: videouroki.net


Добавить комментарий