Определите какая из названных тем широкая а какая узкая

Определите какая из названных тем широкая а какая узкая

УРОК

ТЕМА урока. Развитие речи. Темы широкие и узкие. Работа с текстом. (Приёмы смыслового чтения)

ЦЕЛЬ урока: повторить признаки текста; учить анализировать текст, создавать текст.

Формирование УУД:

Личностные: положительное отношение к учению, способность к нравственно-этическому оцениванию.

Регулятивные: понимание цели работы и её поэтапное достижение, умение действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: анализ художественных текстов с целью выделения признаков, понимание специальных терминов, умение отличать художественный текст от текстов других стилей.

Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, владение монологической и диалогической формами речи.

Оборудование: презентация, тексты.

Х О Д У Р О К А.

1.Орг. момент.

2.Мотивация к учебной деятельности .

Я рада, что мы готовы к уроку. На сегодняшнем уроке русского языка мы продолжим наши открытия.

Запишите число, классная работа. А вот какая тема нашего урока, вы сейчас попробуете догадаться сами.

а) Актуализация знаний.

-Чтение предложений: (слайд № 1)

Кедр растёт высоко в горах, ветры его клонят, стараются к земле пригнуть, скрючить. А он вцепится корнями в землю и тянется всё выше и выше.

На концах веток шишки висят.

Каждая шишка – настоящий сундучок с орехами. (Г.Снегирёв).

-Прочитайте и скажите, что записано на слайде ? (Текст)

-А почему вы решили, что это текст? Назовите признаки текста. (тема, идея, его можно озаглавить, к нему можно составить план. Он имеет начало и конец).

-Объясните значение слова «план». (План — это порядок расположения смыслового содержания текста по частям).

-Напомните, пожалуйста, основные части текста. (Вступление, основная часть, заключение)

-Расскажите о правилах письменного оформления текста. (Каждая часть пишется с красной строки).

-Вы догадались о чём будет наш урок? (о тексте).

Вот видите, какие вы догадливые, мы действительно будем работать с текстом. Это и есть тема нашего урока. (запишите в тетрадях – Текст. Признаки текста. Темы широкие и узкие).

б)Введение в тему.

-Но мы с вами уже почти всё о тексте знаем. Какую цель поставим на урок? (выск-я уч-ся; повторить известные нам сведения о тексте с помощью его анализа. И на основе этих знаний создадим свой текст; открыть новое знание).

-Хорошо. Но чтобы наш текст получился красивым, поучимся сначала у мастеров.

-Работа с текстом до чтения.

-Текст, с которым мы сейчас познакомимся, называется «Белый ливень».

-Давайте попробуем с помощью (антиципации) — догадки, мысленного предвосхищения определить, о чём будет этот текст? (выск-я уч-ся).

(если не определят, показываю глоссарий: курчавый, каменная, накрыл, закружила, белые, залепило, лепестки, пропахло, сгребаем, швыряем, лепи, весёлая, смешно).

-Оправдаются ли ваши прогнозы, мы сейчас увидим. Давайте знакомиться с текстом. Но читать мы его будем по частям. А написал этот текст замечательный детский писатель Н.Сладков. Я думаю, он хорошо вам известен по книгам: (слайд)

Горы. Между тропой и рекой курчавый лесок. Лес на каменной стене. В него-то и торопимся мы. Лес накрыл нас пятнистой тенью. Но вихрь ударил в лицо, и сразу закружила метель! Белыми хлопьями залепило глаза, обрушилось белым ливнем на головы, плечи. Вихри ветра кружили жасминовые лепестки. Весь склон был в цветах отцветающего жасмина. Всё было усыпано пахучими лепестками. Всё пропахло жасмином. (остановка) — Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Сгребаем лепестки пригоршнями и рассыпчатыми снежками швыряем друг в друга. У камней намело сугробы из лепестков. Хоть на лыжах катайся или лепи снеговика! Бушует весёлая жасминовая метель. В глазах мельтешит и засвистывает в ушах. Завевает, кружит, заносит. (остановка) – К какому выводу придёт автор?

И удивительно, и смешно. (По Н. Сладкову).

-Вам понравился этот текст?

Какими были ваши ожидания? Они оправдались? Вы расстроены? А почему столько предположений было? (высказывания уч-ся). Вот мы и открыли новое знание.

(НОВОЕ ЗНАНИЕ: потому что тема дана широкая; узкая –жасминовый дождь)

Широкая – общая, она как бы вбирает в себя ряд узких тем; узкая – это конкретная, она относится к широкой как часть к целому.

А как вы поняли этот текст, поверим с помощью вопросов, которые вы к нему зададите. Воспользуемся вопросами Б. Блума. (Я напомню, что это за вопросы (ОС).

-Работа в паре: (чтение с вопросами) ; (задают вопросы).

-Молодцы! Вы очень хорошо поняли текст. Как вы считаете, а основная мысль его какова? В какой части текста она находится?

Физ. минутка

3.Самостоятельная работа.

-Написание сочинения. Я предлагаю вам написать сочинение на тему «Золотой дождь», «Бегство цветов», «Розовый фестиваль» ( по выбору)

Я вам приготовила памятку-напоминание, которая понадобится в работе.

1.Каждую часть пиши с красной строки.

2. Предложения строй правильно и красиво.

3. Трудные слова заменяй словами близкими по смыслу.

4.Проверь, соответствует твоё сочинение теме.

5.Какова главная мысль сочинения?

-Проверка сочинений (чтение 2-3 работ)

4.Итог урока.

Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я сегодня поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова и огромную любовь к родной природе.

5.Рефлексия.

-Какую цель ставили на урок?

-Достигли цели?

-Чему научились сегодня на уроке?

-Какое новое знание открыли для себя?

Дом. задание: подг. к словарному диктанту.



Источник: infourok.ru


Добавить комментарий