Письмо учителю от ученика 3 класса образец

Письмо учителю от ученика 3 класса образец

Методическая разработка урока написания письма

(урок русского языка в 3 классе)

Елышева Татьяна Сергеевна – учитель начальных классов

Тема:  Письмо в 1941 год

Цель: возрождение российских традиций эпистолярного жанра.

Задачи:

  1. Закрепить представление о письме как тексте, его видах по цели общения.
  2. Показать значимость письма в жизни людей в трудных жизненных ситуациях.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому, к ветеранам войны.

Оборудование: образцы писем;  музыкальное сопровождение: песни военных лет – «Огонёк», «Алёша», «Бухенвальдский набат» и  др.;  компьютер;  мультимедийный проектор; презентация к уроку.

На экране тема урока: «Письмо в 1941 год» (Слайд 1)

Эпиграф:     (Слайд 2)                                                                                                                                                                          Эти письма, что в ливень и вьюгу,

Перед самой войной и в войну,

Вы, страдая, писали друг другу,

Нынче сложены в папку одну…

                        (К. Ваншенкин)

Ход урока

I.Организационный момент.

Звучат песни военных лет.

II.Введение в тему

— Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк… Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

    Для нас Великая Отечественная война – история. Далёкая и не очень…

    Эта война была такой страшной и неожиданной, что многие уходили на войну, даже не простившись с родными.

Учащийся:

Я прощался с родной стороной,

Сам с собою, быть может, прощался,

А какая стояла пора!

Лето в полном цвету медовело.

Собирались косить клевера.

Рожь от жаркого солнышка млела.

В отдалении гром громыхнул,

Был закат весь в зловещем пожаре…

Провожали меня на войну,

До дороги большой провожали.  (Ф.Сухов)

Звучит песня «Огонёк»(музыка народная, слова М.Исаковского)

Во время песни идёт показ слайдов.(Слайд 3)

III.Работа по теме урока

1.Значение фронтовых писем

Учитель:

— В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы. Что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смертельной атаке, может быть, последней? Любовь матери, жены и детей, невесты. На передовую из дома приходили письма, такие желанные для солдат. Солдаты им писали о том, как тосковали по родному краю, дому. Семье, любимой, мечтали о победе.

Учащийся:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут, позабыв  вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.         (К. Симонов)

Звучит песня «В землянке» (музыка К.Листова, слова А.Суркова)

Учитель:

— В руках конверт почти истлевший,

  На нём слова едва видны.

  Внутри листочек пожелтевший –

  Родная весточка с войны.

Учитель держит в руках фронтовое письмо

— Знаете ли вы , ребята, что это такое? (Письмо)

Почему так необычно выглядит это письмо? (Ответы детей) Это письмо с фронта. Пересылка корреспонденции с фронта производилась бесплатно. Так как конверты на фронте были всегда в дефиците, письма складывались простым треугольником. Конверт – треугольник – обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (лист не квадратный) вставлялась как клапан внутрь  треугольника. Письмо не заклеивалось: его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

— Давайте попробуем сложить письмо-треугольник.

Работа учащихся с листами бумаги

Учащийся:

От столов и до подоконников

Почта вечно – полным-полна,

Из квадратов и треугольников

Заливает её волна.

Под неслышный здесь грохот пушек,

Торопясь, с утра до темна

Сортируют трое девчушек

То, что пишет домой война.

.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

Штатом почты не предусмотрено

То, что целый народ в разлуке,

То, что как умирать не больно,

Но, идя в атаку, чтоб жить

Людям хочется в треугольник

Перед этим душу вложить.   (К. Симонов)

Учитель:

— Их так ждали, вестей с фронта, радовались им и боялись других писем, где было написано: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину». Это было великое горе.

  «Я вернусь», «Жди меня» — этими словами часто завершались послания к родным. В этих словах были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью. А письма из дома согревали бойца в холодном окопе, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу с родными.

2.Знакомство с текстами фронтовых писем

Учитель:

— Перед вами два письма. Это письма войны. Прочтите их.

Знакомство с текстами. Выразительное чтение вслух.

   Здравствуй, Алёша!

   Знаешь, раньше я как-то не задумывалась, что это приветствие означает пожелание здоровья. А теперь сто раз на дню говорю тебе – здравствуй! Как заклинание, которое спасёт и защитит тебя. Ведь сейчас я могу помочь тебе только верой и словом, а слова бывают очень сильными. Вот уже двадцатое письмо пишу тебе, а ответа нет. Но я верю, знаю, что с тобой всё впорядке, что это война и почта работает плохо. Может быть у тебя теперь другая полевая почта? Но всё равно мои письма найдут тебя.

   Алёшенька, услышь меня, пожалуйста. Ты мне и детям нашим нужен всякий, что бы ни случилось. Ты сильный, но и я тоже сильная – всё могу, со всем справлюсь, лишь бы с тобой рядом.

                                                      Твоя Аня                        

                                                                                                         28 февраля 1943 г.

   Анечка – Анюта! Цветочек мой ясный! Родная моя!

   Вчера сняли повязку с глаз, и я весь день украдкой читал ВСЕ твои письма, хоть и нельзя ещё было. Милая моя, как же я скучаю без вас, как хочу обнять тебя и детей!

   В госпитале все говорят, что я родился в рубашке. Подбили на с над линией фронта, но самолёт упал на нашей стороне. Долго был без сознания, от контузии потерял память. Документы сгорели, и числился я, пока в ум не вошёл, безымянным лётчиком. Поэтому и вестей обо мне не было. Но сейчас, всё уже впорядке. Видишь, даже пишу тебе сам. Спасибо докторам и сестричкам, они сделали невозможное. Наверное, недели через три меня выпишут. Только я теперь у тебя палёный, хромой и одноглазый, как Умывальник в «Мойдодыре». А поскольку в Сталинские соколы таких красавцев не берут, то прибуду прямиком домой. Не судьба, значит, над рейхстагом крыльями помахать. А я бы им таки устроил – и за Седого, и за Родьку. Они ведь, Аня, сгорели тогда, один я выжил.

   Жди меня. Уж скоро. Детей как-нибудь подготовь, чтобы они не очень испугались, ладно?

   Целую и обнимаю.

                                                      Алексей

                                                                                                      4 мая 1943 г.

3.Повторение изученного

  1. Определите тип письма (личное, официальное). Приведите доводы.
  2. Какая информация передана в письмах?
  3. Какие чувства переданы в письмах?

Учитель:

— Прошло много времени после войны. Очень мало осталось ветеранов. А их фронтовые письма бережно хранятся в семейных архивах. У кого из вас в семье сохранились такие конверты-треугольники?

— Написать письмо – настоящее искусство. Сегодня мы будем учиться писать письма. Научимся правильно заполнять конверт. Я хочу познакомить вас с правилами написания письма.

— С чего начинаются письма, которые вы прослушали? (Приветствие, обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте!). Затем идёт вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. В основной части излагается информация, интересующая адресата. Можно рассказать о себе, своих делах. И в заключении выражается уважение, чувство любви, слова прощания (до свидания, прощайте и т.д.) и наконец идёт подпись и дата.

4.Составление плана письма. Запись плана. (Слайд 4)

  1. Приветствие или обращение (прослушиваются варианты).
  2. Вступление (о делах адресата).
  3. Основная часть (о себе).
  4. Заключение (слова прощания).
  5. Подпись, дата.

5.Оформление конверта.

— Чтобы письмо попало по назначению, необходимо ещё указать адрес. Кто знает, как это сделать? Какую информацию следует сообщить?

Уточняются правила заполнения конверта, проводится словарная работа: индекс, марка, штемпель.

Учитель:

— У каждого из вас на столах лежат конверты. Давайте заполним их.

Алгоритм – образец заполнения конверта (Слайд 5)

  1. От кого    Иванова И.И.
  2. Откуда    г.Волгоград , ул.Снежная, д.64 кв.1
  3. Индекс    430056
  4. Кому        Петрову А.А.
  5. Куда         Городецкий район, Нижегородская обл., с.Бриляково, ул.Новая, д.4 кв.12
  6. Индекс    606534

— Вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром. Что такое индекс? (Цифровое условное обозначение населённого пункта)

— Что наклеивают на конверт?(Марку)  Для чего её наклеивают? (Чтобы письмо по нужному адресу)

— А что такое почтовый штемпель? (Это прибор, устройство с выпуклым обратным изображением рисунка, надписи, который служит для получения оттиска, накладывания печати на конверте. Служит для погашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, нанесение каких-либо пометок и т. д.)

-Современные конверты отличаются от военных треугольников. Если вы будете отсылать своё письмо, чтобы оно дошло до адресата, конверт должен быть правильно заполнен.

Проверка заполнения конверта

6.Написание письма

— Вот теперь у нас всё готово. Сегодня мы напишем письмо в 1941 год. Но прежде я хочу, чтобы мы почтили память павших минутой молчания.

Минута молчания

Учащийся:

День памяти – Победы праздник!

Несут венков живую вязь,

Тепло букетов красок разных,

Чтоб не терялась с прошлым связь.

И плиты скорбные согреты

Цветов дыханьем полевым.

Прими, боец, как дар, всё это,

Ведь это нужно

        Нам,

                Живым!                       (В. Скородумов)

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам!»  (музыка А.Пахмутовой, слова М.Львова)

Учитель:

— Всё, что необходимо для написания письма, вы знаете. Желаю вам успешной работы.

Написание письма «в 1941 год»

IV.Итог урока    (рефлексия)

— Вот и подошёл к концу наш урок. На ваших столах лежат цветы-ромашки. Если вам было всё понятно, интересно и понравился урок, то выберите цветок с восклицательным знаком. А если остались вопросы или что-то не понравилось, то выберите цветок с вопросительным знаком. Спасибо вам за работу! Урок закончен.



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий