Слушатель в музыке это

Слушатель в музыке это

1. На первых порах лучше выбрать короткие произведения,  пока не выработан навык «слежения слухом» за звуками.

 2. Для слушания необходимо выбирать сочинения и вокальной (для голоса), и инструментальной (для различных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что текст в вокальных произведениях помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определенным сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче и начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них. 

 3. Во время звучания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду. 

 4. Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно («внутренним» голосом). 

 5. В некоторых случаях можно подобрать к услышанному подходящую по настроению иллюстрацию или нарисовать свою « музыкальную картину». Разбудить фантазию и воображение помогут и строчки литературных, особенно поэтических, произведений, которые можно в большом разнообразии найти у известных писателей и поэтов. Размышления над тем, почему именно эти, а не другие строки так созвучны музыкальным, также помогут услышать большее. 

6. Некоторые музыкальные сочинения имеют одни и те же названия, но по своему настроению, чувствам бывают совершенно не похожи. В звучание таких произведений следует особенно вслушиваться, запоминать их и отмечать для себя эту несхожесть.  (Попробовать различать характеры и образы). 

П. Пикассо. Три музыканта

Для определения характера произведения, его эмоционально-образного восприятия можно для начала воспользоваться словарём эстетических эмоций, существующих в музыке как признаки характера звучания, который предлагает  ученый, педагог и психолог В.Г.Ражников. 

 

РАДОСТНО:  весело, празднично, звонко, искрясь, бодро, живо, задорно, ярко, лучисто

ТОРЖЕСТВЕННО: величественно, победно, призывно, восторженно, грациозно, жизнеутверждающе

НЕЖНО: ласково, радушно, трогательно, приветливо, доверчиво, мило, беззлобно

СПОКОЙНО: мирно, безмятежно, добродушно, светло, прозрачно, доброжелательно 

ВЗВОЛНОВАННО: тревожно, обеспокоенно

ТЯЖЕЛО: неуклюже, угловато

ГРОЗНО: динамично, трагично

ПОЭТИЧНО: мечтательно, напевно, душевно, трепетно, сердечно 

 

Хорошим примером здесь может служить, скажем, альбом «Времена года» П.И. Чайковского. Где каждый месяц имеет свой характер и настроение. Звуковые картины природы, созданные талантливыми композиторами, можно сравнить с пейжами известных художников, с описанием красоты окружающего мира в поэзии. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, — таков образ пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси. Неторопливое приближение утра передаёт вступление к опере Мусоргского — «Рассвет на Москве-реке».

 

 

Музыке доступен как мир сказочный, фантастический, так и реальный, в котором живут люди, происходят повседневные события, совершаются различные поступки. Как он представлен в музыке? В первом случае очень подходящими будут произведения русского композитора, музыкального сказочника, Римского-Корсакова. Например, его оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка», «Золотой петушок», сюита «Шахерезада». Немало сказочных образов среди пьес Мусоргского, объединённых под общим названием «Картинки с выставки», Анатолия Лядова — сказочная картинка «Волшебное озеро».

 

И. Левитан. Лесное озеро

 

Способна ли музыка передать характер человека? Для начала можно познакомиться с персонажами из «Карнавала» немецкого композитора Шумана. Если сравнить музыкальные портреты Флорестана и Эвсебия, станет ясно, сколь они противоположны: Флорестан порывист, всегда в движении, тогда как Эвсебий спокоен, склонен к мечтательности. На карнавале мелькают и знакомые маски — угловатый, немного смешной Пьеро и лёгкий, с прыгающей походкой Арлекин. 

 

Eusebius (from Carnaval) — Эвсебий

 

 

В музыкальной литературе известен и другой карнавал…  Французский композитор Сен-Санс назвал его «Карнавал животных». 

А в оркестровом произведении О. Мессиана «Пробуждение птиц» очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц, созданы портреты «лесных певцов».

У Антона Аренского есть сюита «Силуэты».  В сюиту входят пять портретных зарисовок, написанных в изящно-непринужденной манере, привлекающих тонкостью и остроумием звуковых образов.

 

Может ли музыка дать представление о каком-либо событии? Из музыкального произведения можно узнать и о событиях далёкого прошлого. Одно из них запечатлел в музыке Римский-Корсаков. Его «Сеча при Керженце» — яркая картина жестокой битвы.

 

 

Слушать и слышать музыку – это разные вещи. Содержание музыки столь же богато и многообразно, как и содержание других видов искусства. Только раскрывается оно с помощью характерных именно для музыки выразительных средств. В отличие от звуков немузыкальных музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия и сопровождение к ней, лад и гармония, метр и ритм, регистр и тембр, динамика и темп — всё это и есть выразительные средства музыкального искусства. Научиться их слышать и различать, понимать язык музыки, на котором композитор обращается к слушателю, столь же необходимо, как и понимать литературный текст, средства живописи. Тогда содержание произведений музыкального искусства раскроется во всём своём богатстве.

 



Источник: www.liveinternet.ru


Добавить комментарий