Знаки в музыке и их значения

Знаки в музыке и их значения

Тайное в музыке

 

тайное в музыке

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшим количеством тайных знаков и шифров. Во многих музыкальных произведениях разных эпох содержатся скрытые сообщения, которые историки смогли расшифровать. Конечно, большинству музыкантов-профессионалов они известны, а вот рядовым слушателям вряд ли: ну звучит произведение, слушать его приятно, ноты и ноты, а о его шифрах, как говорится, они «и слыхом не слыхивали». Но согласитесь, если знать скрытый смысл сочинения, или тайные значения, ловко спрятанные в нем автором, то и слушать его интереснее!

 

Одной из самых популярных шифровок, распространенных в музыкальном искусстве, начиная с XVII века, является монограмма. Наверняка, вы знакомы с этим понятием. Оно означает соединение букв имени или фамилии в единый символ. Каким же образом композиторы создавали ее и использовали в своих сочинениях? Все просто: для обозначения музыкальных звуков, как известно, всегда применялись буквы латинского алфавита (с – до, d – ре, е – ми, f – фа, g – соль, a – ля, h – си), если композитор находил эти буквы в своем или чьем-то имени, он составлял шифр.

 

Самая известная монограмма всех времен и народов берет свое начало от фамилии величайшего немецкого композитора И.С. Баха – «B A C H». Вглядитесь в нее: каждая буква обозначает определенную ноту: В – си бемоль, А – ля, С – до, Н – си. Если сыграть эти ноты по порядку, получится музыкальная тема-монограмма. Ее неоднократно использовал в своих сочинениях сам Бах, она часто звучит, например, в «Credo» Мессы си минор. Исследователи считают, что композитор зашифровал в этой теме символ креста, ведь он был очень религиозным человеком и вносил в свои партитуры сакральные смыслы. Многие композиторы брали эту последовательность звуков за основу своих произведений. На сегодняшний день таких сочинений насчитывается около четырех сотен.

Знаки в музыке и их значения

Создавал монограммы и композитор-романтик Р. Шуман. Например, в его «Карнавале» сплошь и рядом звучит такой мотив: «A Es C Н» — «ля ми-бемоль до си». А спрятал в этой теме композитор несколько значений: это свои инициалы – «SCHA» (SCHumAn), и название города – «ASCН» (Аш – город в Богемии), где когда-то он встретил свою самую первую любовь.

Из своих инициалов создал и монограмму Д. Шостакович. А звучит она так – «D Es C H» (DShostakovitch) – «ре ми-бемоль до си». Если хотите услышать этот знаменитый мотив, послушайте Скерцо Симфонии № 10.

Дмитрий Шостакович

 А вот выдающийся композитор современности Р. Щедрин пошел дальше – он написал «Диалог с Шостаковичем», используя не только монограмму его имени, но и свою – SH CHED. Вот так две крупнейшие фигуры XX века не только встретились, но и «побеседовали» на страницах партитуры.

 

История музыки знает и весьма любопытный и забавный случай использования монограммы. Известный композитор Н. Мясковский, будучи студентом, использовал этот прием для того, чтобы пошутить над своим строгим педагогом по композиции – А.К. Лядовым. В основу своего сочинения он положил мотив – B-re-gis La-do-fa. Уже расшифровали? Да-да, именно – «Берегись Лядова». Если хотите узнать, как в оригинале звучит это предостережение, послушайте 1 часть Третьего струнного квартета.

Подобных шифров в музыке существует множество. Композиторы зашифровывали в ней имена, цифры, ребусы, религиозную символику и многое другое. Музыка – удивительный язык. Вслушайтесь в эту речь, и возможно, услышите нечто особенное и доныне неизведанное.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:



Источник: soundtimes.ru


Добавить комментарий